У всякого события свои участники

Перед комитетом, действующим в подпольных условиях, поставили несколько целей. За полтора года деятельности комитета было составлено и ознакомлено собранию не менее четырех бюллетеней Информатор. На основании первого, девятистраничного бюллетеня Информатор,Архив Союза Собраний Свидетелей Иеговы Эстонии, далее „Архив СССИЭ“ ознакомленного к концу 1948 года, осмелюсь вывести следующие цели их деятельности:

  • восстановить организованное поклонение Богу, с учетом новых условий;
  • отстаивать свободу религиозной деятельности на территории СССР;
  • выступать за освобождение заключенных соверующих и защищать собрание от последующих репрессий;
  • предупреждать органов власти и отдельных должностных лиц об ответственности перед высшей властью Бога и предупреждать о последствиях, вызванных действиями против Его суверенитета;
  • возвеличить имя Бога Иеговы, Владыки Вселенной, и его суверенитет, и считать исполнение его воли приоритетным.

Коротко приведу несколько примеров о том, что для достижения поставленных целей было предпринято. Уже в первом номере откровенно признали, что религиозная деятельность Свидетелей в Эстонии затихла. В нашей стране труд на поле Иеговы ослабился. Теперь в деле Царства не время держать руки за пазухой. Организация и продвижение дела оставлены в небрежении. Умножение плода Царства, встречи групп собрания, проповедническая деятельность и повторные посещения выглядели в основном случайными или минимально организованными. Отчетность о труде... на первых порах была, но позднее прекратилась. Проявилась халатность по отношению к высокому призванию.Стр. 2

Методам оживления деятельности в условиях преследований учились на примере братьев в Германии и Греции, находящихся в ужасных обстоятельствах. Апеллировали к добровольному личному посвящению каждого и исходящей из этого личной ответственности перед Богом. Бог не заставляет никого, но кто по доброй воле вступает в ряды Его служителей, от них он ожидает абсолютного послушания. Итак, испытаем себя..., исполняя волю Господа. Независимо от того, что теперь у нас стесненные условия и скудные средства, мы должны по мере возможностей давать лучшее из того, что у нас есть. Мы должны снова оживить свой труд в деле Царства, по примеру германских и греческих братьев, находящихся в таких же или еще худших условиях.Стр. 2

Возникшие трудности требовали братского сотрудничества и взаимной поддержки, но не прекращения деятельности. Последнее считалось невозможным. Жизнь этого мира, усложненная до бессмыслицы, и сатанинские угнетающие условия изо всех сил стремятся отнять у нас стремление и волю... Важно стараться оживлять эту волю, помогая друг другу в этом... Мы можем использовать средства для возобновления регулярной связи со всеми братьями и сестрами по всей стране, и побуждать их к труду.Стр. 8

Члены комитета начали разъезжать по стране, устраивая тайные встречи, на которых преподносились темы из довоенной литературы, а также из Информатора. Встречи предпочитали проводить в сельской местности, где было проще собираться незаметно. Все дело в характере заселенности сельской местности Эстонии. Обычно отдельные хутора разбросаны друг от друга на расстояние от нескольких сот метров до нескольких километров. Хутора принято именовать. По всей стране было несколько хуторов, подходящих для встреч.

В доме Артура Индуса, что в селе Каалепи, в центральной Эстонии, собирались до его розыска для изучения Библии регулярно. И не только из ближайшей окрестностей, но даже из районного центра Пайде, из сел Ярва-Яани и Аравете. Это в радиусе до 30 километров. Примечательна готовность, с которой участники еженедельно преодолевали путь до тридцати километров в одну сторону, в любое время года, отложив все бытовые обязанности, без общественного транспорта - то есть на лошади, велосипеде или даже пешком. Такая жертвенность показывает, насколько важным и ценным могут отдельные люди считать всего лишь более точное понимание Слова Бога и исполнение его воли!

Да, учение Иисуса Христа действительно может сильно затронуть искренние сердца и подвигнуть к действию. Равно как и ненависть к Божьей истине может дать сильный толчок к гонению верующих. Стоит вспомнить силу религиозной ненависти Каина. Ведь вся планета была еще пуста да открыта! Мог бы уйти хоть по другую сторону земли, чтобы ничего не слышать о ненавистном брате. Да, он действительно ушел, в землю Нод или растолкованною бегства. Но прежде чем уйти - он убил своего неподозревающего брата Авеля... Так же вело себя духовенство времен первого столетия, от такой же религиозной нетерпимости кишит земля нашего времени.

В Аравете жил Мартин,, со своей большой семьей. Мартин был первым человеком, который принес эту новую веру в Эстонию. Он и его брат Хуго работали моряками и, ходя по морям, побывали в разных странах мира. Когда Мартин Козе был в Соединенных Штатах, к нему в руки попала литература Исследователей Библии. Прочитанное настолько затронуло его ум и сердце, что он направился во всемирный центр Свидетелей Иеговы и встретился с Чарльзом Расселлом, тогдашним президентом Общества. Мартин проявил интерес к тому, чтобы эта благая весть о Царстве Бога возвещалась и на его родине, в Эстонии. Расселл спросил, имеет ли он уста. „Так возвращайся и используй их!“ Так Мартин Козе, снабженный библейскими публикациями, в 1923 году направился в родную страну.

С течением времени его супруга Терезе-Вильгельмине, трое сыновей и дочь, со своими семьями, приняли новое мировоззрение Мартина. Позднее все они до последнего были сталинским режимом репрессированы за веру. Дом семьи Козе служил местом для встреч братьев, живущих в окрестностях, и даже проживающих за 20 километров, в городе Тапа.

Когда сын Мартина и Терезии - Адольф Козе - женился, то он стал примаком на хуторе Тинди, недалеко от Аравете. Теперь и их дом стал служить открытым местом для изучения Библии. Забегая вперед, было-бы интересно знать, что после арестов и ссылки их имущество было конфисковано в обычном порядке. В старом, но еще стойком доме Адольфа Козе, руководство колхоза устроило курятник. Но возможно, что именно благодаря осквернению их жилища им дозволили поселиться в уже опустевшую от кур „курятню“. Особого внимания заслуживает факт, что их восстановленное жилье стало служить центром духовного благополучия Свидетелей Эстонии. Мало того, что хозяин дома, брат Адольф Козе, с середины шестидесятых до рушения Советской державы, служил координатором по Эстонии, а также соседних республик и областей, то есть Северо-Запада Союза, он первым после сталинских репрессий взялся систематически переводить Сторожевую Башню на родной язык. Знаю, что пишу, ибо и сам автор был в течении 23 лет привлечен помогать духовному обслуживанию братьев по названным территориям. Адольф Козе первым стал вырабатывать и до конца усовершенствовать множительную технику литературы, для регулярного его издания в подпольных условиях. Именно из этой „курятни“, до крушения Советской власти, действовал путь духовной пищи в Прибалтийские страны и Калининградскую область, в соседние Российские области до Архангельска и доходя до Московской. Из „курятни“ питалась Карелия, а с конца семидесятых начался питаться Ленинград, затем и Мурманск.

На юге Эстонии, недалеко от города Отепяа, известного лыжного центра, В Отепяа в 2011 году примкнула к собранию Свидетелей чета Колчиных, Павел и Алевтина, самые известные лыжники времен Союза. на хуторе Ланнуссааре жила семья Сисаск. Хутор находился в местности с примечательным ландшафтом, где крутые холмы, покрытые рощами вперемежку с полями и нивами, склоняются деревья, как бы стараясь заглянуть в зеркала множества мелких озер. Это было одним из прекраснейших мест для встреч.

Однажды собралось более пятидесяти человек, из них многие сравнительно издалека. Такому количеству народа нечего было предоставить на обед. И вот, не имеющие опыта Альберт Крууз и Виллем Вардья, прихватив обрывки сетей хозяина, отправились на рыбалку за пару километров, на небольшое лесное озеро. Вскоре они принесли и передали на кухню два ведра рыбы. Прямо как в дни Христа!

Но на самом юге, в городе Выру, иногда собирались в городских квартирах. За городом облюбованным местом для встреч был хутор Пуура в деревне Кяапа, принадлежавший семье Мыттус. Местный парторг, узнав об этом, сильно возмутился. После высылки семьи он с криком приказал разобрать дом Мыттуса на бревна, но, несмотря на религиозность бревен, они как раз подошли для возведения личного дома парторга немного поодаль, в селе Парксепа. Библия предостерегает от злорадной алчности: Тебе не следовало злорадно смотреть на твоего брата в день его несчастья... Не следовало тебе протягивать руки к его богатству в день, когда постигла его беда... То, как ты обходился с другим, обратится на твою голову.Авдий 12 по 15 Гнев парторга значительно повлиял и на ход облавы на хутор при выселении семьи, но об этом чуть позднее...

Наш хутор Мурула был очень подходящим для встреч по следующим причинам. Он был близко расположен к городу Тарту, и на выходе из города, в сторону Нарвы, Мурула был первым хутором слева. К хутору можно было повернуть по тропинке через поле, не попадая соседям на глаза. И самое главное: отец, сам еще не принявший новую веру, был к Свидетелям особенно гостеприимен. Когда возникал вопрос о следующей возможной встрече, он обычно говорил: „Для таких людей двери моего дома всегда открыты!“ И действительно были открыты. Например, члены экстренного комитета, передвигаясь по южной Эстонии, часто нуждались в укрытии и ночлеге. Они находились в розыске в особенно сложное время. В сороковые и пятидесятые годы в Эстонии было много так называемых „лесных братьев“, скрывающихся от власти в лесах. Часть из них была политически настроена против Советской власти. Частью они были даже вооружены. Но большинство из них в смутные времена часто меняющейся власти – то немецкой, то русской, то переходной местной – просто уклонялись от вмешательства в чужеродные военные вопросы или скрывались от последующих карательных репрессий. Советские карательные войска старались их как „бандитов“ уничтожать почти без разбора.

Ввиду этого, все разыскиваемые оказывались в крайне опасном положении. Облавы на них редко вершились без крови. Но особо строго наказывали хозяев, предлагавших приют таким беглецам. Случалось, что при облаве на хутор, где скрывались „лесные братья“, не сопротивляющихся скрывающихся брали живьем, хотя и до полусмерти избитыми, но хозяина, в наставление соседям, тут же могли ставить к родной стенке и исполнение сиюминутного приговора оставляли за автоматами.Из знания такого возможного исхода облавы и черпана мысль вступительного стиха первой части книги. Времена, обстоятельства и обычаи... Сам отец прекраснейше понимал, чтó его в такой ситуации ждет в случае облавы карательных частей. К нему хорошо подходят слова приветствия гонимого апостола Павла своим христианским друзьям Прискилле и Акиле, которые голову свою полагали за мою душу.Посл. римлянам глава 16, стихи 3 и 4. Это пример поведения человека, еще даже не принявшего веру людей, за которых он был готов „положить голову“!

Будучи мальчишкой, я едва ли просыпался каждый раз, когда ночью стучали в окно. Но, тем не менее, я помню, как неоднократно ночью стучатся знакомые братья из комитета и просят укрытия. Помню, как отец подгоняет мать идти открывать дверь. Помню, как мать, впустившая „гостей“, сонной возвращалась к постели, но отец напоминал ей, чтобы она дала им покушать. Мать говорит, что у нас ничего нет, но отец приговаривает, что уж что-нибудь, да найдется, и мать шла и „что-нибудь“ действительно находила!

Транспорт этим братьям комитета обычно предоставлял брат Юхан Яансон. Он располагал трофейным немецким мотоциклом, с особо вместительной коляской. Помню, как из под ног двух рядом сидящих человек вылезал третий, а для четвертого открывали люк багажника. Юхан был абсолютно бесстрашный человек, при том остро находчивый при экстренных случаях.


Однажды случилось, что Альберт Крууз прибыл к нам, так сказать, в виде почтовой посылки. Находясь уже на нелегальном положении, он по необходимости посетил свое место жительства на улице Салме в Тарту, после чего нужно было снова незаметно переправиться через реку Эмайыги и выйти за город, к нам. Но единственный временный мост по улице Ванемуйне находился под военной охраной. Что уж говорить про мост, когда ему было опасно показываться даже на улицах города. Когда сестра Валентина участвовала в городе на изучении Библии, то присутствующий там Альберт попросил ее, дельную девочку, на следующий день приехать на лошади к нему в город, чтобы переправить некоторые вещи в более надежное место. Валентина поехала. Альберту помогал его добрый друг и брат по вере Виллем Вардья, живший неподалеку от него.

Пока мужчины были заняты во дворе у телеги, Валентина сидела за чаем с матерью Альберта. Виллем, зайдя в дом, сказал, что Валентина может возвращаться. Он указал ей по прибытии заехать с телегой под сеновал, распрячь лошадь и оставить ящик на телеге - дожидаться Альберта, который сам придет и заберет свои вещи. К удивлению домашних, вскоре Альберт зашел в дом с небольшим узелком. Мать еще выражала недовольство, мол, стоило ли из-за такой пустяковины зря гонять лошадь в город. Лишь через многие годы брат Виллем открыл Валентине, что везла-то она в ящике самого Альберта, рассчитывавшего, что ничего не знавшую беспечную девчонку военные вряд ли будут подозревать и задерживать, чего и не случилось.


С 16 августа по 19 сентября 1948 года арестовали пять Свидетелей. Это были братья Герберт Прикс, Аугуст Ундритс, Фридрих Алтпере, Мартин Козе и сестра Салме Нугис. 23 декабря для запугивания общественности над ними устроили показательный судебный процесс, приговорив их к заключению до десяти лет. Интересно, что это был первый судебный процесс по делу Свидетелей, на котором присутствовали и сами подсудимые. Следующие приговоры решались заочно, обычно по решению так называемой тройки в Москве, подписывавшей подготовленные дела сразу по целым спискам людей. Эти списки чекисты на своем арго называли альбомами .

Особое Совещание при НКВД было создано Постановлением ЦИК и СНК от 5 ноября 1934 года и существовало до 1 сентября 1953 года. За это время Особым Совещанием было осуждено 442531 человек, в том числе к высшей мере наказания - 10101 человек, к лишению свободы 360921 человек, к ссылке и высылке - 67539 человек и к другим мерам наказания, как высылка за границу и принудительное лечение, 3970 человек. Особое Совещание не только в народе, но часто и в официальных бумагах, называли тройкой .

Уже после ссылки, в августе 1952 года, были собраны „остатки“ Свидетелей (6 человек), которых в Таллинне судил трибунал МГБ. Все они поголовно были приговорены на зловещий четвертной срок, или на 25 плюс 5, что означает 25 лет трудовых лагерей и 5 лет ссылки. Они не шли по спискам, через „тройку“.

Семья Алтпере. Отец Фридрих, дочь Айно (теперь Эхтмаа), сын Юло и мать Хилда, умершая в мордовском лагере. Жена и дети были арестованы и приговорены без суда, по списку.

Всего лишь через три дня после последнего ареста от экстренного комитета было составлено и отправлено заявление эстонским и всесоюзным правительствам и компартиям, для описания ситуации, ради восстановления свободы религии и освобождения плененных соверующих. Заявление подписали От имени сохристиан всех заключенных и преследуемых - Свидетели Иеговы в Эстонской ССР, 22 сентября 1948 года.Архив СССИЭ Достопримечательной деталью под текстом последней, третей страницы заявления является написанное от руки признание: Данный лист принадлежит мне А Крууз. Из этого признания исходит, что на допросах Альберт Крууз взял ответственность за заявление единолично на себя.

Заявление осталось без ответа. Вернее, ответом послужил последовавший через две недели, 5 ноября, арест брата Йоханнеса Нирка. Комитет составил и отослал властям и судебной коллегии еще несколько заявлений. Наконец, 1 июня 1949 года, экстренный комитет послал новое, пятое заявление Председателю Совета Министров СССР, самому И. В. Сталину, а копии заявления - членам правительств и секретарям компартий ЭССР и СССР.

Части первой и последней страниц оригинала Заявления Сталину. (Перевод текста см. в Приложениях)

Начальные слова заявления Сталину напрямую раскрывали сложившуюся обстановку. Начиная с августа месяца 1948 года, власти ЭССР принялись последовательно преследовать. Свидетелей Иеговы, которые в течение многих лет провозглашали народу Эстонии благую весть о Царстве Бога Иеговы. В заявлении описывали цели и всемирный фон деятельности Свидетелей. Также призвали к освобождению соверующих и к свободе вероисповедания на территории СССР.

В параллель ставились выступления против Свидетелей со стороны Гитлера и Муссолини. Подобным образом вызвало на себя гнев Бога правительство нацистской партии Гитлера, когда в своем властолюбии выступило против Бога, приложив руки к Свидетелям Иеговы, и посредством своих судей обвинила Свидетелей Иеговы в антиправительственности, а именно - в коммунизме. Заточение Свидетелей Иеговы в тюрьму окончательно решило судьбу Гитлера и его правительства. Свидетели Иеговы предупреждали Гитлера и его правительство, но Гитлер не прислушался к доброжелательному совету. Тогда Свидетели Иеговы известили правительство Гитлера о приговоре Всевышнего, что Иегова уничтожит Гитлера и его нацистское правительство. Так и случилось. - Стр. 2.

Если даже в после сталинское время постановка знака уравнения между парами слов Сталин/Гитлер или коммунизм/фашизм считалось особой смелостью, то как следовало-бы оценивать данные высказывания, адресованные прямо самому, еще находящемуся при полной власти Сталину? Знает ли и может ли кто-нибудь из истории привести и приложить равносильную параллель?

Начавшиеся преследования в глазах малочисленных свидетелей Эстонии уже тогда виделись дверью к предстоящей обширной миссионерской деятельности. Начали осознавать потребность в расширении дела евангелизации на территории, обтянутой „железным занавесом“Уинстон Черчилль в своей фултонской речи 1946 года произнес знаменитую риторическую формулу „От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен железный занавес“. Но непублично он это понятие впервые употребил не в Фултоне, а в письме президенту США Гарри Трумэну 12 мая 1945 года: „Железный занавес опустился над их фронтом. Мы не знаем, что за ним происходит“. Также, именно с этой речи знаменуется начало так названной холодной войны. - на территории Советского Союза. В заявлении эта мысль была высказана Сталину напрямик: Теперь настало время, когда Бог Иегова через свою наземную организацию Watch Tower Bible and Tract Society провозглашает истину о Царстве всем жителям Земли, в том числе и народностям Союза ССР. Теперь Бог Иегова готовится к тому, чтобы и народности Союза ССР могли услышать животворящую истину о Его Царстве, и чтобы доброжелательные люди и в этой части мира могли услышать благую весть о единственной надежде для человечества. - Стр. 3.

В контексте, опережая события, уместно заметить, что для сосланных из западных территорий Союза Свидетелей Иеговы, общим числом почти 10 000, действительно была открыта возможность провозглашать благую весть Царства Бога на местах ссылки и в бесчисленных трудовых лагерях ГУЛАГа, куда была определена более образованная и трудолюбивая часть населения всей огромной страны. В результате, к концу массовых репрессий, наблюдался прирост свидетелей в четыре-пять раз. Искренним служителям Бога это послужило наилучшим воздаянием за понесенные утраты в служении ему. В итоге они были счастливы.

В письме Сталину было образное предупреждение: Коммунистическое правительство Союза ССР перепиливает сук, на котором само располагается, за чем последует внезапное падение... Немедленно освободите Свидетелей Иеговы из заключения..., в противном случае Иегова истребит как правительство Союза ССР, так и коммунистическую партию! - стр. 3 и 4. Ну и хватило же смелости и решительности этим доблестным братьям!

Для сравнения приведем другое письмо Сталину. В том же году, к 21 декабря 1949 года, когда И. В. Сталину исполнилось 70 лет, другая религиозная конфессия, а именно епископат Русской Православной Церкви, в двенадцатом номере журнала Московской Патриархии за сорок девятый год опубликовал письмо, которое подписали все тогдашние архиереи. Это было юбилейное, торжественное поздравление Иосифу Сталину. Ради наглядности стоит сравнить содержание и тон письма Сталину от Свидетелей и вступительную часть письма от епископата Русской Православной Церкви:

Глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович! В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам — Вождю, Учителю и Другу трудящихся — достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.

Как граждане Великой Советской страны и верные чада своего народа, мы прежде всего чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению. Итд...

Письмо продолжается в начатом духе в несколько страниц. Духовенство отговаривается „безвыходностью положения“. В каких же „льготных обстоятельствах“ находились в то же самое время Свидетели Иеговы, что могли позволить себе письмо Сталину совершенно противоположного духа? Так и Православная церковь считает, что ради самосохранения надо идти на уступки. А выступив за рамки лояльности Богу уступкам уже конца не будет. Последствием коленопреклонению перед сталинизмом вскоре КГБ стал назначать священников, а церковь, в благодарность, стала с амвона возглашать здравицу советской власти и его властелинам поименно.

Что бы ни являлось в чьих-то глазах причиной внезапного рушения Союза нерушимого, но в глазах Свидетелей Иеговы это не был просто политический промах – и не только в глазах Свидетелей Эстонии... Мы в очередной раз удостоверились, что жив наш Всемогущий Бог Иегова!


Из бюллетеня Информатор мы уже увидели, как руководящие братья в Эстонии понимали, что всех Свидетелей подстерегает гонение за веру. Поэтому они сочли необходимым как можно лучше подготовить сохристиан к предстоящим трудностям. Решили 23 июля 1950 организовать конгресс для всех активных Свидетелей страны. Но в тех обстоятельствах это было фантастически сложным предприятием. Братья уже догадывались о нескольких предателях из КГБ, вошедших в доверие христиан. Но они не могли подозревать о тех, про которых еще не знали. Как известить и пригласить только доверенных друзей? Как избежать предательства и нападения КГБ? Но делали, что могли, а в остальном положились на Иегову.

Интересующаяся Библией хозяйка укромно расположенного хутора Копа предложила свой пустующий сеновал в качестве места для конгресса. Хутор был в стороне от больших дорог и соседей; среди рощ, полей и болот, между городками Отепяа и Эльва. К хутору вела лишь одна проселочная дорога. Накануне встречи на подготовительные работы туда направились две сестры, Алма Мигасто и Селма Козе, а также брат Альберт Козе. Но даже наутро они не возвратились на место ночевки, что вызвало подозрение в их аресте.

Как позднее выяснилось – на 38-м километре шоссе, между Отепяа и Рынгу, на развилке дорог к хутору - КГБ устроило в лесочке засаду. Связанных Свидетелей уложили ничком наземь и пригрозили их убить, если подадут голос. Они слышали, как оперативники по рации вели переговоры с начальством и с другой опергруппой, выставленной около железнодорожного вокзала. И действительно – планировалось пригласить всех делегатов, прибывающих с северного направления, приехать утренним поездом и сойти на станции Палупера. Но там их уже выжидали точно проинформированные чекисты с двумя грузовиками и солдатами.

В утро начала конгресса, 24 июля 1950 года, сестра Элла Кикас (ныне Тоом, супруга Лембита Тоома) предупредила братьев Адольфа Козе и Лембита Тоом, прибывших на мотоциклах на станцию встречать приезжающих, о пропаже трех друзей. Решили немедля покатить на две остановки назад – в Эльва. Как только поезд подъехал к перрону, Элла с одного, а Лембит с другого конца, зашли в поезд и быстро, проходя вагон за вагоном, указывали на следующей остановке выходить. Христиане, хорошо знающие Эллу и Лембита, поняли предупреждение, и на следующей остановке сошли с поезда. Но другие пассажиры, не зная в чем дело, и полагая, что поезд дальше не проследует, вышли тоже. В самом большом недоумении оказалась начальница станции Хелленурме. Она долго объясняла, что все в порядке, можно садиться обратно и поезд будет продолжать путь. Замешательство добавило времени делегатам конгресса, чтобы успеть сойти, и их намеренный выход остался незамеченным.

Соседка хутора Копа тоже интересовалась библейской истиной. Элла, хорошо зная ее обстановку, смело повела всех людей по известным только ей болотистым тропинкам в соседний пустой сеновал. Хозяева хутора Ханси согласились, ведь они понимали, что намечалось обсуждение Слова Бога, а не политическая пропаганда. Да, присутствующим на конгрессе 111 делегатам преподносились темы из свежих выпусков Сторожевой Башни на немецком языке: Жить для нового мира и Дети в конце мира.

Зная, что с другой, южной стороны, по дороге на Копа должна была прибыть группа делегатов из Отепяа, во избежание засады ее пошли встречать. Среди той группы численностью с десяток человек находился и известный предатель Юри, которому о конгрессе рассказала чересчур доверчивая сестра. Предателя на новое место допускать было нельзя. Встречавшей их сестре пришлось наскоро решать. Это была моя мать Вера. Она объявила, что конгресс не состоится и сама тоже, пожертвовав духовным пиром, вернулась вместе с ними обратно в город.

Для КГБ так и осталось до конца неясным, как Свидетели раскусили и сорвали их тщательно подготовленную операцию. Они даже не узнали, где состоялся этот тайный конгресс. О странном событии, случившемся впоследствии, рассказывает Лембит Тоом: Сеновал хутора Ханси позднее приобрел известность среди окрестных жителей. В то время как мы все находились уже в Сибири – кто в лагерях, кто на ссылке – в один безветренный день произошло что-то странное. Сеновал с грохотом обрушился, подняв высокое облако пыли. Это повлияло на окружающих внушительно. Они говорили: „Те, кто там проводили встречу, были действительно людьми святыми!“. Но чекисты на этот сеновал так и не вышли. Иначе это определенно повлекло бы за собой гонение гостеприимной и невинной семьи, хозяев сеновала.

Собрание, действующее в условиях подполья, не замедлило свой рост. Наоборот – можно заметить, что в Эстонии никогда больше не было такого интенсивного роста собрания, как в течение тех нескольких лет перед арестами и ссылкой. Сравним некоторые цифры. На последнем конгрессе 1940 года присутствовало 39 человек. Но после высылки из Эстонии иностранных миссионеров и других возвещателей, на основании отчета Уеллоса Х. Бэкстера, осталось всего 33 местных, поименно названных возвещателя. Из них в списках арестованных и ссыльных находится 14 возвещателей. Некоторые из 33 не дожили до репрессий, или по неизвестным причинам исчезли из поля зрения. На упомянутом конгрессе было крещено 11 новых, поименно неназванных Свидетелей. В результате мы получаем к началу репрессий приблизительно 25 Свидетелей, оставшихся с предвоенного времени.

Несомненно, занимались возвещением Царства Божьего и во время войны. Доказательством тому являются крещенные в годы войны 4 члена нашей семьи, ранее упомянутый Лембит Тоом и другие. Но в числе 350 арестованных и высланных человек было не менее 150 посвященных Богу Свидетелей, плюс значительное число тех, которые были в тесных отношения с собранием. Эти цифры доказывают, что непосредственно перед репрессиями деятельность была оживлена до небывало большого численного прироста - в четыре или пять крат!

Вдобавок к вышеперечисленным, по разным причинам не репрессированными осталось 10 активных Свидетелей, которые продолжали сеять семя Царства на родине. Они тоже имели очень хороший результат. Вспоминается повествование Моисея об израильском народе, порабощенном в великодержавном Египте. В последние годы перед их освобождением из рабства давление на них умножили во много раз – вплоть до убийства младенцев. Летописец пишет: Но чем более изнуряли его,народ – авт. тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.Исход глава 1, ст. 12.