Тень власти над властями

В России было время, когда известные культурные деятели, из которых многие разделяли коммунистические взгляды, как например Максим Горький и др., занимались так называемым богостроительством. По термину это явление можно считать религиозным кризисом. В глазах некоей группы людей общепризнанный Бог утратил свою значимость - Бог для них девальвировался. В то же время они не в силах были от него полностью отказаться, выбросить из головы и сердца, освободиться от чувства ответственности перед ним или голосом совести. Но при этом их уже не интересовал Бог в чистом смысле слова: они не искали пути поклонения ему „в духе и истине“.Ев. от Иоанна, глава 4, ст. 24

Со времени революционной вспышки 1905 года идеи революции остались неустанно веять не только в России. Было ли богостроительство дитятей революции, или наоборот? Кажется, что если смотреть на богостроительсьво более обширным взглядом, то эти течения невозможно разделить. Одно не было жизнеспособным без другого.

Богостроительство. Стремление выстроить себе „нового бога“.

Желание, с точки здравого ума, кажется не менее как курьезным. Но если этим предприятием всерьез занимается почти вся культурная элита своего времени, то это просто смешным уже не назовешь.

В такой курьезной ситуации люди не в состоянии бросить руины привитого им понятия о Боге, и начинают на старом месте из сохранившихся камней возводить нового, приемлемого для них бога, причем возникает разное представление о нем, а в результате не обходится без споров и даже распрей. Российское богостроительство за короткое время изжило себя, достигнув стадии „вавилонского столпотворения“. Неудовлетворенные строители разбрелись, бросив свое незаконченное дело.

Идея богостроительства была, можно сказать, натуральным плодом нового течения искусства, возродившегося в Италии, начала 20 века. То был футуризм.

С особенным теплом и восторгом футуризм был принят молодым поколением литературного общества России. Так спрашивается: ну и что, что футуризм? Каких только течений в искусстве не нахлывало и вскоре же оседало, оставляя за собой иногда лишь тонкие отложения, чаще редкие следы немногих заслуживающих внимания произведений!

Да-да... Но с футуризмом дела обстояли иначе. Чтобы в этом разобраться, стоит начать со значения данного слова, и художественного стиля за ним. Википедия гласит: Футури́зм. (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. В первом Русском манифесте „Пощёчина общественному вкусу“ призыв: Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.

Про нравственные цели стиля говорит одна энциклопедия:

Футуризм стремился отбросить доселе признанные культурные традиции, стараясь создать новое искусство, подходящее для индустриальной цивилизации. В главном ударение в искусстве ставили на силу, восхищались техникой и урбанизмом, восхваляя экспансивный склад ума (насилие, война).Eesti Nõukogude Entsüklopeedia 1988, под словом futurism

Футуризм в России наилучшим образом описывает непревзойденный знаток довоенного круга футуристов Петербурга и Москвы - современный переводчик и издатель русской поэзии на немецком языке - Иоганнес фон Гюнтер. Тесно общаясь в кругу таких писателей, как Блок, Вячеслав Иванов, Кузьмин, Брюссов, Мандельштам, Ахматова, Маяковский, Северянин (Лотарев), Ал. Островский ит., он не вливается в круг, а остается деятелем извне, иностранцем. Гюнтер, посторонний обозреватель изнутри, в своей книге воспоминаний,Johannes von Guenter, Ein Leben im Ostwind: Zwieschen Petersburg und München. Мюнхен: Бидерштейн-Ферлаг 1969. По Ilmar Talve, Vanem ja noorem Eesti. Таллинн 2008, ст. 154 - 160. описывая инфляцию течений искусства в предвоенной России, говорит про новейшее из них - про „экспрессионизм“, который русские называют футуризмом.

Это было время притворства и масок. Вероятно, мы и сами не представляли, на сколько мало доверяемой была наша душа. Одним из более высмеянных слов было - как и теперь - „верность“. Это было старомодным, прадед ким, точно как и слова „благодарность“, „самопожертвование“, да, как и все остальное, доселе непорочностью почитаемое. Смехотворно и комично.(ст. 296)

Но было бы это только смехотворно да комично! Далеко нет. Склад ума: оптом отбросить всю мораль и этику отцов да прадедов, в корне основывающихся на христианских принципах, как закон - вызвал потребность в новом боге. Из чего и - богосоздательство. Революция в образе мышления - в складе ума - в морали - в искусстве - в между человеческих отношениях - в образе власти - в реалии довела до вооруженного насилия, до войны. Попираться стало все доселе святое и гуманное (слово гуманизм, как и его синонимы, в течение долгих лет решительно зачеркивались цензорами в публикациях и изданиях коммунистического времени).

Для начала следовало перерубить толстый ваер основного наследия человечества – морали. Нет, не пересмотреть и переработаь, а убрать, уничтожить понятие как такое. И звестная коммунистка Смидович в газете Правда (21 марта 1925 г. Заметьте: Правда — представитель голоса партии и власти!) предписывает регламенты по статьям, как в конституции:

1. Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент „рабфака“ (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2. Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой...Секс в СССР. АРГУМЕНТ, 2012-10-19

Подобные призывы не остались в словах. Они практиковались. Даже детоложство. Устранив первозданную сексуальную мораль, легче стало справляться с понятиями права на жизнь, тем паче на право свободы и имущества. Над всем стала править власть силы.

Российское богостроительство не было открытием, чем-то беспрецедентным в истории человечества. Наоборот – подобное явление повторяется то тут, то там, все вновь и в новых красках. Чаще всего в богостроительствах взамен библейскому Создателю и Всевышнему Духу придумывают человекообразного бога или богов, а иногда богом делают конкретного человека или группу людей.

Можно задаться вопросом: действительно ли российское богостроительство осталось незавершенным? Ведь большинство модернистских писателей России, если не были убиты или кончили через рукоприложение, то умерли уже в годы гражданской войны, разбежались за границу, погибли мученической смертью в концлагерях как Мандельштам (1938). Все-таки, кажется, что строительство завершили, причем с грандиозностью. Правда, выстроенный „бог“ оказался таким невиданным, что в нем строители не узнали планируемого, искомого бога, как и садовник, может удивляться результату, не заметив вовремя семени чертополоха среди семян цветов, высеиваемых в клумбу. Это подобно тому, как Иисус не соответствовал корыстным стремлениям духовенства своего времени, и в итоге они обвинили его в богохульстве.

Российские богостроители, хотя и поддерживали выстраивание ленинизма-сталинизма,Термин сталинизм не имеет одного общепринятого смысла, но вызывает ложные ассоциации с понятиями, обозначающими более или менее конкретные политические движения, — „коммунизмом“, „марксизмом“, „ленинизмом“ и т. д. Сталинский режим в реальности был деидеологизированной диктатурой, использующей в качестве маскировки абсурдную имитацию большевистской идеологии. „Сталинизма“ как связного идеологического целого никогда не существовало. Существовал выстроенный Сталиным более чем своеобразный государственный режим. не сумели в нем опознать своего выстраиваемого бога. Разве что кроме Максима Горького, да и тот стал, наконец, разочаровываться в нем после утраты, затронувшей его же плоть да кровь - убийства своего сына Максима Пескова.

Совместно выстроенный богостроителями, но неопознанный ими „бог“ очень скоро начал проявлять свою власть над поклонниками да строителями и отвоевывать себе место, силой изгоняя других богов и даже противясь Создателю – истинному, Единому Богу Иегове.

Гитлер свою настоящую позицию относительно религий отчасти изложил в следующем кратком высказывании: Вы являетесь или христианами или немцами. Вы не можете быть теми и другими!Ф. Ципфель Kirchenkampf in Deutschland, 1933-45, Берлин 1965, с. 9

Одновременно он твердо намеревался использовать церковную власть в своих целях.John Cronwell Hitler’s Pope. The Secret Histori of Pius XII. 1999, с. 141

Саарландский партийный вождь Алойс Спаниэль назвал Гитлера „новым, величайшим и могущественным Иисусом Христом“.

Министр по делам церкви Ганс Керрл признал Гитлера „истинным Святым Духом“.

В уставе национал-социалистического движения Немецкие Христиане, состоящей из тридцати пунктов и составленной в 1933 году, мы читаем: „Величайшим письменным документом нашего народа является Mein Kampf – книга нашего фюрера. Христиане полностью осознают, что эта книга воплощает не только величайшую, но и чистейшую и истинную этику сегодняшней жизни нашего народа.“Ричард Овери, Diktaatorid, Таллинн, 2009, с. 125

Но достижениям Гитлера в сотрудничестве с церковью предшествовали соглашения римо-католической церкви с Муссолини, позволяющие получить некоторое представление о договоре, подписанном Пачелли и Гитлером в 1933 году. ... Согласно условиям Латеранских соглашений,Латеранские соглашения, подписанные в 1929 году, дали следующее: 1) основание для создания суверенного государства Ватикан; 2) возможность Б. Муссолини расширить свою площадь общественной опоры. (Согласно Eesti Entsüklopeedia т. 5, с. 424) Видно, что даже в глазах Святейшего Престола его прежний бог обесценился, иначе с какой стати ему было строить себе нового бога из модных, пока еще не испытанных на деле политиков!? римо-католическая религия стала единственным признанным вероисповеданием в стране. ... На мартовских выборах после подписания Латеранских соглашений Ватикан призывал священников по всей Италии поддерживать фашистов, причем папа высказывался о Муссолини как о „человеке, которого послало нам Божье провиденье“.Виктория Барнетт, For the Soul of the People: Protestant Protest against Hitler, Оксфорд, 1992, с. 32-34 (цит. по: Ричард Овери, Diktaatorid, с. 247) Стоит вспомнить, что футуризм, целью которого был отказ от всего нравственного и гуманного - взамен силы, насилия и войны - взял свое начало именно в Италии. Со благословения „святейшего“ сана взял в Италии свое начало также и фашизм.

Неужели проявление девальвации Бога и в Ватикане?

Справедливости ради, чтобы показать, что не только римско-католическая церковь строила себе нового бога из фашизма и нацизма, рассмотрим пример Немецкой Евангельской Церкви. 27 сентября 1933 года в Виттенберге на общегосударственном синоде государственным епископом избрали Людвига Мюллера.

Во время торжественной церемонии посвящения в сан перед ним носили церковные флаги и большой флаг со свастикой, вслед за ним шагали религиозные предводители в коричневых мундирах СА, за ними шли военные в полном парадном обмундировании, несущие белое знамя с зеленой каймой, на котором было изображено переплетение свастики и обычного креста. Несколькими неделями позже, по случаю празднования 450-летия со дня рождения Мартина Лютера, новый государственный епископ сказал, что протестантская церковь считает Гитлера „дарованием Бога“, а потому „твердо и непобедимо“ сплачивается за ним.Там же Видно, что у немецких протестантов прежний Бог также обесценился...

С одной религиозно настроенной партийной работницей произошло следующее: Когда член партии, в то же время активный член Исповедующей церкви Стефание фон Маккензен предстала перед партийным судом за возражение своему гаулейтеру, который назвал соборы „большими свинарнями“, то у Маккензен спросили напрямую: при внутреннем противоречии, следует ли она „еврейскому Христу или Адольфу Гитлеру“. Она ответила: „Только Христу“, за что была исключена из партии.

Гестапо постоянно наблюдало за церквями и в 1936 году был создан специальный отдел по „церквям, сектам и масонству“, аналог Советского отдела ГПУ „по делам церкви“. ... Во время диктатуры по обвинению в предательстве арестовали или казнили 6000 духовных лиц.Ричард Овери, Diktaatorid, с. 249

Если не уточнить, о какой - нацистской или коммунистической - диктатуре идет речь, то почти невозможно определить субъект повествования: настолько потрясающе схожим было отношение и действия обоих тоталитарных режимов в адрес религий, особенно малочисленных.


Несложно представить, как Латеранские соглашения повлияли на деятельность и существование в Италии религиозных меньшинств, в том числе и Свидетелей Иеговы, немногочисленных в то время.

По зловещей иронии, … ключевым деятелем в политике Германии, испытавшим ... отраду и удовольствие от подписания Латеранских соглашений, и питавшим подобные надежды на такое же соглашение при своем будущем режиме, был Адольф Гитлер. John Cronwell, Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII, 1999 с. 115 Вскоре подобный договор действительно был заключен между Святейшим Престолом и нацистской Германией. С первых же дней после прихода к власти Гитлер начал ущемлять религиозные меньшинства, начав с Исследователей Библии, позднее известных как Свидетели Иеговы.

Новоиспеченный бог стал насильно отвоевывать себе святое место в сердцах и умах людей. Под штурм попали в первую очередь снова они - Свидетели Иеговы - не отрекающиеся от истинного Всевышнего Бога... Для них Иегова не обесценился.

Через четыре дня после избрания 2 марта 1939 года Римским папой, бывший кардинал Пачелли, теперь уже папа Пий ХII, спешит в письме загладить некоторые недоразумения, возникшие между церковью и фюрером: Блистательному господину Адольфу Гитлеру, фюреру и канцлеру Германского рейха! Теперь, при начале Нашего понтификата, Мы хотим заверить вас, что по-прежнему преданы духовному благополучию немецкого народа, вверенного вашему предводительству...John Cronwell, Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII, 1999, с. 223

Папа Пий XII положил начало традиции празднования дня рождения Гитлера, посылая самые горячие поздравления фюреру от имени Германских епископов и епископств. Бывшим учеником бенедиктского монастыря (откуда он позаимствовал для своей будущей партии свастику) Гитлер же от себя отозвался о Иезуитском ордене следующим образом: Я многому научился от Иезуитского ордена. По сегодняшний день в мире не существовало ничего более грандиозного, как иерархическая организация католической церкви. Многое из нее я использовал в устройстве своей партии. Так же в своих воспоминаниях характеризует фюрера и его вице-канцлер Франц фон Папен: Гитлер внедрил в дело высокие идеалы папской власти.Philip Gardiner, Secret Societies www.missiontocatholics.com 2007 Не случайно папа Пий XII заслужил прозвище Гитлеровский Папа.

Разве папа не знал, что в действительности творилось в нацистской Германии?

В ноябре 1939 года, в обращении к хорватским националистам, Пий ХII всецело благословляет последующую ужасающую „этническую чистку“ от православных сербов, цыган, евреев, Свидетелей Иеговы и других меньшинств, назвав Независимую ХорватиюNezavisna Drzava Hrvatska „аванпостом христианства“. Якобы православные сербы и другие христиане не имели никакого права называться христианами наравне с римскими католиками. Пий XII продолжает, как бы игнорируя сербов, позднее попавших под геноцид: Видно, вам улыбается надежда на лучшее будущее, когда отношения между церковью и государством в вашей стране будут гармоничным образом регулироваться во благо обеих сторон. John Cronwell, Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII, 1999, с. 265 Это „светлое будущее“ принесло в последующие годы неописуемо мучительную гибель не менее как 487 000 православным сербам, 27 000 цыганам, 30 000 евреям, и другим религиозным меньшинствам – в том числе и Свидетелям Иеговы.


Как такое могло случиться, что, когда эти зверства стали известны в Ватикане ... Пачелли не отмежевал Святейший Престол от действий усташейУсташи – известное своими зверствами фашистское революционное движение, борющееся за независимость Хорватии при поддержке католической церкви. неотложно и решительно, и не осудил преступников? Его ответная реакция видна из следующих фактов: Через четыре дня после Глинской расправы Павелич – так называемый Поглавник или Фюрер – явился в Рим. ... Во время этого визита у Павелича в Ватикане была „священная“ аудиенция у Пия ХII, где Святейший Престол де факто признал Независимую Хорватию. ... С самого начала было известно, что Павелич был тоталитарным диктатором и марионеткой Гитлера и Муссолини. ... Теперь Пачелли держал Павелича за руку, даруя ему свое папское благословение.

Детали расправы над сербами и фактической ликвидации евреев и цыган были с самого начала известны хорватскому духовенству и епископству. Им это не только было известно, но зачастую духовенство играло ведущую роль. ... 28 апреля, в день массового убийства 250 сербов в Беловаре, со всех католических кафедр зачитывали пастырское обращение Степинаца,Алоизие Степинац – кардинал, архиепископ Загреба. Иоанн Павел II, пребывая в Хорватии, 3 октября 1998 года канонизировал Степинаца. призывающее духовенство и верующих к сотрудничеству с вождем. ... Священники, обычно из францисканцев, играли ведущую роль в расправах.John Cronwell, Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII, 1999, с. 252-254

Разумеется, гонение постигло и Свидетелей. В Сербии нацисты создали трудовые и концентрационные лагеря. В лагере в Боре из-за своей позиции нейтралитета было заключено более 150 братьев из Венгрии. Свидетели Иеговы стали мишенью нацистского режима и в Югославии.Ежегодник Свидетелей Иеговы 2009, Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., с. 164

Как видим: была власть и над властями, благословившая светские власти на злодеяния против неприемлемых народностей, против религиозных меньшинств. Это называют развязыванием рук. Хоть и на дипломатическом языке, но четким намеком предоставляют заверение, что на свершение намечаемого бесправия осуждения не последует. Как на автора-первоклассника учитель развязал руки сокласникам, так и духовенство преимуществующих религий косвенно подстрекает светских властей...

В Откровении Иоанна такие верха насильственных религий нарекаются пророчески великим городом Вавилон. От имени Бога им определен суд через руки тех же светских властей, с которыми они заигрывают подобно блуднице. Но, в конце концов, власти возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его. За что? С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. ... И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.Откровение, главы 17 и 18; Ев от Луки, гл 11, ст. 51. Иисус объясняет, что начиная уже от крови Авеля. Как религиозные меньшинства в Хорватии, так и Авель был убит руками религиозно завистливых сговорщиков. Сердце и руку Каина направлял бог века сего - Сатана, первый убийца, бог зла и ложных религий. Кто благословлял руку хорватских убийц?

В Хорватии осуществляли братоубийство усташи. Даже Иозеф Гэббельс стал относительно Хорватии, независимой республики фашистской усташи, все более критичным, потому что она - по его мнению - создала „неописуем террористический строй“.R. J. B. Bosworth, Natsionalism - moodsa rahvuste maailma religioon. Таллинн 2011, с. 180

Но, может быть, Пачелли ничего не знал о делах немецких фашистов?


Иисус лучше любого человека знал о невидимой подстрекательской деятельности Сатаны и его демонов против искренних последователей Христа. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию.Ев. от Луки, глава 10, ст. 18 Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу.Откровение Иоанна, глава 2, ст. 10 Но не только. Наряду с этим Сатана старается затмить умы и сердца людей, препятствуя некоторым познать Божью истину. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сегото есть Сатана – авт. ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа.2 посл. коринфянам, глава 4, стихи 3 и 4

Я искренне желаю, чтобы читатель сам задумался над крайне важным для него самого вопросом: провозглашает ли Ваша религия благую весть и поэтому гонима, или же наоборот, она является гонителем иноверцев, а значит – орудием в руках Сатаны?

Можете ли Вы себе представить Иисуса Христа или его апостолов в роли вооруженных гонителей иноверцев, с кандалами и ключами от темниц, подстрекающими арестовывать, судить или „проверять документы“ у людей, мирно собравшихся для изучения Святого Писания? Ходил ли Иисус по синагогам и отбирал ли у ненавидевших его фарисеев, саддукеев и книжников их литературу? Таскали ли апостолы Христа фарисеев по судам, или это делали фарисеи с апостолами, как например Савл – рьяный гонитель христиан, позднее сам ставший апостолом Павлом и преследуемый своими прежними сподвижниками, фарисеями? Они действительно решили отомстить Павлу за то, что тот принял Христа. Его [Павла] подстерегают более сорока человек из них, которые заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его.Деяния апостолов, глава 23, ст. 21 В том случае Павла не убили. Но интересно, остались ли в живых те сорок поклявшихся не есть и не пить? Если, по упущению, не изменили своей клятве...

Основанием для доверия вовсе не является иерархическое положение или титул духовного служителя. Его можно заслужить только делами. Например, в первом столетии апостол Павел предупредил о том, что некоторые отступят от истинного поклонения: Отступят некоторые от веры; ... и разрушают в некоторых веру.1 посл. Тимофею, глава 4, ст. 1; 2 посл. Тимофею, глава 2, ст. 18 В то же время они выдают себя за представителей Иисуса Христа: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим ... и многих прельстят. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ войдет в Царство Небесное.Ев. от Матфея, глава 24, стихи 4 и 5; глава 7, стихи 20 и 21 Человек оправдывается делами, а не верою только. ... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.Посл. Иакова, глава 2, стихи 24 и 26

Как иерархический титул не является гарантией истины, так не является доказательством истины и перевесное большинство приверженцев. Поколение времен всемирного потопа пережили не находящиеся в числе большинства непослушные, а только 8 послушных Богу людей. Через Моисея был издан указ: Не следуй за большинством на зло!Исход, глава 23, ст. 2 А именно за творимое зло и не противостояние ему большинство того поколения было уничтожено. И что интересно: Иисус не приводит причиной гибели потопного поколения столько творимое зло, сколько халатность к происходившему. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, И не задумывались, пока не пришел потоп и не истребил всех.Ев. от матфея, глава 24 стихи 38 и 39, частью НМ Также и в настоящее время спасение от Бога не зависит от количества - от большинства, как в политике. Иисус сказал: Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.Ев. от Матфея, глава 7 ст. 14

Часто людей обольщает величие и роскошность святынь и священников. Иисус предупредил учеников не восхищаться величием Иерусалимского храма. Его роскошность не спасла его от предсказанного разрушения, свершившегося в 70 году посредством римских легионов. Он осуждал священников за неуместное честолюбие и нарядность. Стоит вдуматься в эти осуждения, приведенные в Евангелии от Матфея, в главе 23. Не Иисус, ни его апостолы не льстили людям обилием золота и украшений, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, Но драгоценною Кровию Христа. Поэтому и призываются истинные христиане к скромности: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, чтó драгоценно пред Богом.1 посл. Петра, глава 1 стихи 18 и 19; глава 3 стихи 3 и 4

Через апостола Петра старейшины собраний призываются служить стаду достойным последования примером: Увещаю старейшин среди вас: пасите Божье стадо (-) не из любви к нечестивой прибыли, а из усердия, не господствуя над Божьим владением, а подавая пример стаду.1 посл Петра, глава 5 стихи 1 по 3 Какой же пример подает одетое в золото и порфир духовенство близкой для Тебя религии?

И с кем можно сравнить нынешних подстрекателей к преследованию мирных возвещателей Царства Бога – с Иисусом и его апостолами или с духовенством их времен?

На чьей стороне были бы Вы?

Это основной вопрос к совести каждого человека, помогающий определить его „пригодность для вечной жизни“. Относительно „духовных“ людей апостол Иоанн предупреждает: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.1 посл. Иоанна, глава 4, ст. 1

Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.2 посл. Тимофею, глава 3, ст. 12 На чьей стороне желаете стоять Вы? Я предпочитаю стоять на стороне Христа и его служителей, пусть даже буду за это гоним.

В основном я цитирую исследования других людей, желая составить картину зла и ненависти, поставить читателя перед этой кровавой картиной и побудить его задуматься: где и кем в этой картине являюсь я?

Каким элементом в этой мозаичной картине выступаю я?

Принадлежу я к ней сознательно, по личному выбору, или связан случайно, по традиции, по рождению или по не зависящим от меня обстоятельствам?

К какой группе деятелей принадлежу я сам?

Да и вообще – интересует ли меня все это?

Если не интересует, то меня подстерегает огромнейшая опасность незаметно оказаться в течении, уничтожающем целые группы людей, о которых я раньше и не ведал, и тем более не питал ненависти. И что еще важней: какие в итоге у меня будут отношения с единым и истинным Богом?

Суть персональной ответственности коротко и глубоко осмысленно изложил Антуан де Сент-Экзюпери. Быть человеком, это в первую очередь - быть ответственным. Это - стыдиться убожества, которое, вроде-бы, не от тебя зависит.

Следующий случай – тоже цитируемый, а не лично исследованный – очень наглядный в том смысле, что показывает, что значит вовлечься или оказаться уже запряженным в чужое ярмо. Он касается поднятого вопроса: знал ли Пий ХII о проводимом немецкими нацистами холокосте? Об этом написаны горы книг, поэтому я ограничусь лишь одним случаем.