Всякое событие, от которого сжимается сердце, калечит жизнь

Первым, что наша семья испытала, соприкоснувшись с библейской христианской религией, была потрясающая простота и человечность. Религиозным исканиям нашей семьи, несомненно, поспособствовал неизвестно откуда приобретенный матерью более свободный взгляд - она не могла быть тупым исполнителем обрядов. Преимущественно православные сету в религиозном отношении – то есть в знании Библии - сравнительно необразованные, но этот недостаток восполняет свойственная народности самоуверенная натура, не поддающаяся модным поветриям. Во всяком случае, в свои молодые годы мать не испытывала глубокого уважения к ортодоксальной Православной церкви, изобилующей таинственными ритуальными обрядами, за несоблюдение которых напрямую запугивали страшными последствиями и посмертными карами.

Известно, что после переселения в середине тридцатых годов из Припечорья в Тартуский уезд, наша семья посещала и знакомилась с некоторыми церквями, но не найдя в их доктринах значительной разницы, больше с ними близко не общалась.


Александра, старшая из дочерей, в одном из соседних хуторов встретила незнакомого изящного господина, выразившего желание посетить и семью Александры. За чаем он завязал захватывающую беседу на тему веры, зачитывая в подтверждение сказанному ловко найденные мысли из маленькой Библии карманного размера. Вера, представшая в новом свете, подействовала на всех присутствующих так, как в пасмурный день неожиданно выглянувшее солнце согревает сердца. С того августовского дня 1942 года Альберт Крууз из Тарту стал постоянным и желанным гостем на хуторе Кяометса. (А автору этих строк выдалась возможность в течение четырех месяцев из чрева матери тайно подслушивать эти разговоры.)

Мы значительно продвинулись вперед благодаря целенаправленному чтению Библии, что в большинстве религий, особенно в крупных конфессиях, редко поощряют делать. (Например, некатолические переводы Библии упоминались в списке запрещенных книг (Index Librorum Prohibitorum) римско-католической церкви вплоть до 1966 года, когда прекратили издание индекса.См. еще И. Р. Григулевич Инквизиция, 1976) Мы поняли, что Библия не кодекс обрядов, а написана для изучения воли да намерений Бога и приемлемого образа поклонения ему.

Веру матери всегда возмущало необъяснимое почитание и поклонение множеству святых икон да „мощей“. На такой вопрос Альберт открыл карманного формата Библию с „Десяти заповедей“, которые должны бы для всех христианских религий являться одной из основ учения. Он зачел первую Заповедь Я господь, Бог твой..., протянул книгу матери и советовал ей самой читать следующую, вторую Заповедь. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой.Исход глава 20, стихи 2 по 5

- Но почему же попы не поступают по этому Заповеди?

Для объяснения этого вопроса Альберт вскрыл лютеранский Катехизис, краткую сводку основ лютеранского вероучения, и предложил матери из части „О десяти заповедях“, с нумерованного списка заповедей найти только что прочитанный ею запрет о поклонении изображениям. Удивление матери было безграничным! Этой заповеди в списке не существовало вообще! Только последняя заповедь „не пожелай“ была разделена на две части, благодаря чему нумерация „10“ была сохранена.

- Но к чему бы лютеранским пастырям бояться запрета поклонения изображениям, поскольку в лютеранской церкви икон же нет?

- Но вспомни - что за изображение висит на шее и лютеранского пастыря, и считают ли они его святыней?

Мать рассказывала, что так при первой же беседе открылась ей истина веры. Эта истина исходила из Библии, а найти библейскую истину мог найти каждый, кто соглашался на системное исследование Святого Писания. Следовало стать Исследователем Библии.

Стало явным, что в религиях, где почитаются изображения, священникам неудобно знакомить прихожан со всеми десятью Библейскими заповедями в чистом виде. Мы начинали понимать, почему Иисус предостерегал учеников: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения.Ев. от Матфея глава 16, стихи 11 и 12 Вот почему Римо-католическая церковь была нетерпима к независимому изучению Библии и карала за это крайне жестоко.

Итак, нам предлагалось посредством исследования вырабатывать личную способность отличать истину ото лжи точно так, как это советовал и апостол Павел евреям, поклонникам единого Бога Иеговы: Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец. Твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.К Евреям глава 5, стихи 13 и 14

Также узнали, что часто на месте титула Господь в древних рукописях стоит личное имя Творца, которое на русском языке принято читать Иегова. Но следует ли нам провозглашать это величественное имя? На этот вопрос Библия была открыта на книге Исход, главе 3, стихе 15. Процитирую его здесь из перевода девятнадцатого столетия русского архимандрита Макария, взятого за основу синодального текста: Иегова, Бог отцов ваших... Вот имя мое на веки, и вот именование Мое из рода в род.. Более новый перевод Священное Писание. Перевод нового мира, 2008 излагает эту мысль немного конкретней: под этим именем меня будут помнить из поколения в поколение.

Значит традиции, подобные религиозным догмам священников времен Христа и апостолов, имеются и в наше время, и мы сами в ответе перед Богом в том, интересует ли нас освобождающая от человеческого начала истина, как обещал Иисус: Познаете истину, и истина освободит васЕв. от Иоанна глава 8, ст. 32, или довольствуемся исполнением обрядов, унаследованных от предков, и вслепую доверяем священникам, мешающим прихожанам увидеть действительное содержание Священного Писания.

Не зря чтение Библии прихожанами православным священством не поощряется.

А то, что в православии почитается святостью, должно лучше иного проявить ее соответствие с библейскими принципами и с законами Бога о нравственности. Приведем лишь две выдержки из старых летописей о князе Владимире, крестителя Руси, канонизированного православной церковью в святого Владимира или Василия.

1) Когда союзный с Владимиром Полоцк был взят его войском и разгромлен, то участь правящей в Полоцке династии была ужасной. Рогволода, его жену и сыновей убили. Но прежде чем это сделать, дядя и наставник Владимира — Добрыня — в отместку за нанесенное оскорбление решил унизить и обесчестить их. И поносил Добрыня Рогволода и дочь его, и нарек ее робичицей, и повелел Владимиру быть с нею пред отцом и матерью, — сообщает Лаврентьевская летопись. И, следуя совету наставника, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей. И нарек он имя ей — Горислава.Горислава - гордыня, гордая (Википедия)

2) Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая, — с нескрываемым осуждением писал о крестителе Руси монах-летописец в XI веке. И это помимо пяти законных, или, как говорили в древней Руси, „водимых“ жен да наложниц, размещенных 300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце.Сергей Простаков Святой Владимир — великий грешник - АРГУМЕНТ 2015-06-20

Итак, нет сомнения, что именно целенаправленное изучение Библии привело нас к смене вероисповедания – от унаследованного обрядного предания к убеждению, основанному на библейских принципах и жизненных фактах. Так исчерпали свою чародейскую святость и иконы, и крест, и петух на лютеранской колокольне и... непогрешимость человеческих, пусть даже возведенных в самый высокий сан, духовных авторитетов. Лишь теперь наши глаза открылись на истинное существо орудия мучительной казни Иисуса в руках Сатаны - на крест. Стал бы я преклоняться перед топором, которым казнили самого близкого мне человека?

Да, истина действительно освобождает!

Через пару лет изучения Библии мать Вера, а также сёстры Александра, Ольга и Валентина, поняли необходимость лично посвятить себя для поклонения Богу Иегове, и в знак преданности предоставили крестить себя по примеру взрослого Иисуса, через погружение в воду. Александра и Ольга приняли крещение в начале 1944 года, а 5 августа 1945 года – Валентина и мать Вера. Это решение не сравнить с окроплением макушки младенца. Так их вера стала не именем в церковных записях, а изученным принципом, послушным Богу личным сердцем и чувствительной к наставлению совестью. Вера стала личной преданностью в безусловном служении Всевышнему Богу Иегове, через посредническую жертву Иисуса Христа, сына Бога.

В моей памяти первые религиозные впечатления связаны с хутором Мурула в домике, наскоро возведенном отцом после бомбежки.

Альберт Крууз в те времена, когда он стал нашим духовным воспитателем.

Вскоре новый государственный строй начал своим грубым кирзовым сапогом вытаптывать нашу религиозную деятельность. Связь Свидетелей Иеговы с всемирным Обществом оборвали уже с 1940 года. Последующие годы тянулись в путах войны. Тяжелым грузом повисла пасмурная затаенность. Во время гитлеровской власти Свидетелей Эстонии особенно не преследовали, как это делалось в Германии да Австрии, в Венгрии, Нидерландах, Польше и других подвластных Германии странах. Истинная причина такого отношения выявилась только теперь, почти 70 лет спустя. Дело в том, что у Гиммлера был особый план относительно завоеванных восточно-европейских стран. Он полагал, что населения этих стран должны быть обращены в религию Свидетелей Иеговы, как более послушную властям. Поэтому нацисты не брались искоренять их здесь. Все же некоторые лица кратковременно находились под арестом.

Трагическим исходом закончился арест глухонемого, но ревностного христианского брата Яана Пяррата. Немецкий патруль Политической Полиции схватил его 3 марта 1942 года на улице города Тарту, где он возвещал благую весть о Царстве Бога. Через месяц, услышав о задержании Пяррата, сестра Мийна Рахнель (предполагаемая сестра Пяррата) пошла в тартускую тюрьму, чтобы осведомиться о случившемся. Сама Мийна Рахнель умерла еще до сталинских репрессий. Но сестра Эха Казелехт рассказала со слов Мийны Рахнель, что в тюрьме ей вручили кое-что из личных вещей Пяррата, в том числе маленькую чугунную кастрюльку, и известили о том, что Яан Пяррат казнен через обезглавливание, или методом mit Fallbeil. Этот метод казни нацисты обычно использовали при особо тяжелых преступлениях. Одним из первых, например, был обезглавлен Ван дер Луббе, утверждаемый поджигатель Рейхстага.

История Свидетелей Иеговы в нацистской Германии также содержит ряд примеров казни через обезглавливание, что увеличивает достоверность данных о судьбе Пяррата. Например, свидетель Иеговы Хорст Шмидт, приговоренный к обезглавливанию в 1944 году, но к концу войны не дождавшийся исполнения приговора, пишет о своих переживаниях в трехместной смертной камере, в наручниках, в бранденбургской тюрьме: Нас объединяла камера смертников. Выйти из нее не представлялось возможным. Обычных прогулок на свежем воздухе для нас не существовало. Если кто-то покидал такую камеру, все знали, что его ожидает прогулка лишь в несколько шагов - до помещения, завешанного большой черной шторой, скрывающей гильотину. Заключенному полагалось стоять перед занавесом в одних штанах... и когда прозвучит его имя, произнести лишь одно слово, подтверждающее его личность: „Да“... А затем - ужасные последние слова: „Палач, исполните ваши обязанности“. Наконец черный занавес отодвигался, и приговоренный оказывался лицом к лицу с орудием убийства.

Я падаю духом, когда моя память обращается к тем событиям. Когда, например, я думаю о деревянных гробах - преднамеренно укороченных, поскольку от тела отделялась существенная часть... Или о враче, приезжавшем из брандербургской больницы, чтобы собрать кровь несчастного узника, которую затем использовали для переливания. Или о счете, высылавшемся родственникам казненного: „Плата за приведение смертного приговора в исполнение, установленная параграфами 49 и 52 закона о судебных издержках, составляет 300 рейхсмарок“.Хорст Шмидт, Смерть приходила в понедельник М 2009, ст. 127

Доступные мне архивные документы, касающиеся ареста и приговора Яана Пяррата, не содержат данных о способе его казни.Комплект документов в Государственном Архиве Эстонии, под F:R - 292 Ежегодник Свидетелей Иеговы 2011, на странице 185, приводит другую версию казни Пяррата, а именно - через расстрел. Но и эта версия основывается на устных, через третье лицо данных. Имеется совершенно тайное востребование СС гауптшарфюрера, начальника Тартуской Политической Полиции, от 30 апреля 1942 года начальнику Тартуской тюрьмы: Прошу выдать в особое распоряжение... Пяррат, Яан, рожд. 3. IV. 1898. Это выражение означало только казнь. Но которая из этих версий о методе казни соответствует фактам, пока утверждать невозможно.


К тому времени, когда коммунистический режим в 1948 году простер свою насильственную руку к Свидетелям Иеговы Эстонии, они жили и действовали уже в течении 8 лет так сказать - стихийно. В это время почти всё, что Свидетели в служении Богу делали, они делали это самотеком, по инерции, без центрального организовывания дела. Что наступило время репрессий, не требовало догадок. Под удар попало несколько деятельных братьев. Новые обстоятельства вынуждали местных, пребывающих еще на свободе братьев, взять на себя ответственность за дальнейшую деятельность. В собрании остро возросла потребность в разумном и библейски уравновешенном наставлении. Но ускоренно развивающиеся события сами подтолкнули некоторых братьев на неотложные действия.

О первом случае выступления властей против Свидетелей, произошедшем с Альбертом Крууз, увлекательно рассказывает с ним тесно сотрудничавшая сестра Линда Меттиг, со слов самого Альберта. Ниже приводится ее рассказ:

Альберт Крууз поехал в Эльву [маленький городок в 25 километрах от Тарту],Здесь и далее курсивом в скобках поданы примечания автора. к семье некоего фотографа, где он раньше оставил на хранение печатную машинку, чтобы теперь забрать ее для потребностей собрания. Но в это время там присутствовал приемный сын, прежде служивший в немецкой армии и теперь завербованный чекистами в предатели... Он сразу понял, что мужчина, берущий машинку, является инакомыслящим. И этот приемный сын немедленно проинформировал об этом КГБ.

Из Эльвы Альберт послеобеденным поездом поехал в Тарту, вышел на перрон и увидел, что к нему подступили двое мужчин. Сразу же объявили, что он арестован. Его выдала печатная машинка, чего он еще не умел остерегаться. Альберта несколько дней держали под следствием. [Выпытывали сведения о его деятельности и о соверующих. Намекали на семью фотографа, откуда на него поступил донос. Провоцировали на предательство: Мол, почему же ты не хочешь говорить о них, если они про тебя заявили? И т. д.] Альберт сказал, что он не хочет стать Иудой...

Однажды его уложили на кушетку и оставили одного лежать на спине. Альберт рассказывал, что в ожидании того, что же будет дальше, он от нервного напряжения искусал ногти до крови... Время от времени происходили световые вспышки, но он должен был лежать там до вечера. [Его фотографировали и давали группе сыщиков возможность незаметно с ним ознакомиться.]

На следующее утро его освободили... Но он был человеком осмотрительным и понял, что за ним может быть хвост. Важно было уточнить, кто за ним следит. Дойдя до центра города, он повернул за угол и остановился, выжидая, кто за ним последует. Вскоре выскочил мужчина и стал второпях осматриваться вокруг. Заметив смотревшего на него Альберта, он, оторопев, приостановился. [(Подобным образом на перекресток вышло несколько мужчин.]

Ступая по улице, Альберт для определения шпиков использовал и другие методы. Резко остановившись, начинал завязывать шнурки на туфлях, украдкой озираясь назад. Следовавшие за ним двое мужчин стали тоже копошиться в шнурках. Зайдя за угол, он скинул коричневый пиджак, оставшись в светлой рубашке, чем вызвал в нескольких мужчинах замешательство... Но как много филеров за ним следило, он узнал лишь после того, как зашел в Тартуский крытый торг с четырьмя входами со всех сторон! Вероятно, сыщики испугались, что ему удастся скрыться в толпе и затем незаметно выскочить в другом направлении.

Но рыбный зал был полупустым. Вдруг в двери один за другим начали вбегать взбудораженные мужчины, некоторые даже с велосипедами. И только лишь заметив Альберта, начали интересоваться рыбными прилавками. Так он насчитал около двух десятков шпиков, забежавших за ним в рыбный торг! Тут-то Альберт понял, насколько сильно хотят через него обнаружить других членов собрания.

С торга он прошел до почтамта на улице Рюутли, зашел в Г-образный зал обслуживания и, пробившись сквозь сутолоку очередей, через сортировочный зал спешно юркнул наружу, где со времен детских игр знал наизусть проходы во дворах и дыры в заборах. Оторвавшись от слежки, он вдоль реки Эмайыги вышел за город, нанял мальчугана, чтобы переправиться на лодке через реку, а оттуда до нашего хутора Мурула оставалось лишь пара километров. Так он очутился у нас, с новым опытом преследования, и так он оказался в нелегальном положении.

В то же время, в 90 километров к северу от Тарту, в медицинском пункте села Коэру, где Артур Индус работал врачом, зазвенел телефон. Звонила супруга Алма-Хелена. Она сообщила Артуру, что только что у них на дому доискивались Артура чекисты. Артур Индус немедля закрыл медпункт и пошел в деревню Тудре, где жила супружеская пара - Аугуст и Ида Каск. Вскоре им пришлось приютить прибывшего из Тарту Альберта Крууз, а затем пришел искать укрытия еще Карл Талберг, из деревни Роозна-Аллику. Все трое в один день превратились в иллегалов и одновременно - неужели чистый случай? - оказались под покровом гостеприимной и жертвенной семьи Каск.

Карл Талберг, председательствующий экстренного комитета.

Обсудив сложившуюся обстановку они молитвенно приняли на себя ответственность создать экстренный служебный комитет, для координации деятельности республиканского собрания. В комитет вошли Артур Индус, Альберт Крууз и, в качестве председательствующего, Карл Талберг. На роль связного они призвали 24-летнего, 4 года тому крещенного, духовно устойчивого брата Лембита Тоома, чьим очень значительным преимуществом была его пока еще легальная позиция. Кроме того, он жил и работал не далеко, в селе Аравете, где служил колхозным мельником на ветряной мельнице, отнятой у христианских сестер Амалии Валк и ее дочери Меэты. Работа на мельнице давала некоторую свободу в распределении рабочего времени, зависимо от неустойчивого наличия рабочей силы, то есть - ветра. К тому же, в его распоряжение был общими силами братьев предоставлен средней мощности мотоцикл.

Экстренный комитет задействовал неотложно и с фантастической эффективностью.

Юхан Яансон и Артур Индус.

Молодой москвич, приисковый врач Суровой отказался категорически выполнить требования блатных об отправке в Центральную больницу на отдых трех блатарей. На следующий вечер он был убит во время приема – пятьдесят две ножевых ранычисло блатарей „расписавшихся“ под смертным приговором врача - авт. насчитал на его трупе патологоанатом.

Пожилой врач – женщина. Шицель на женском прииске отказалась дать освобождение от работы какой-то блатарке. На следующий день врачиха была зарублена топором. Собственная санитарка санчасти привела приговор в исполнение.

Врач не освободил от работы – и врачу на шею заматывают полотенце и душат его...

Блатари не страшились, обычно, никого.

Закрытая зона, окруженная пулеметами, отрезанная от всего остального мира, жила своей собственной страшной жизнью. Мрачная фантазия уголовников соорудила здесь среди бела дня форменные суды, с заседаниями, с обвинительными речами и свидетельскими показаниями. Посреди лагеря воры, сломав нары, воздвигли виселицу и на этой виселице повесили двоих „разоблаченных“ „сук“. Все это делалось не ночью, а белым днем, на глазах начальства.

Не миловали ни по причине профессии, ни пола, ни возраста.

Из рабочих бараков в больницу был привезен старик – бытовичок, не уголовник. Он, как рассказывали приехавшие с ним блатари, „непочтительно разговаривал с Васечкой!“. А „Васечка“ был молодой блатарь из потомственных воров, стало быть, из вожаков. Старик был вдвое старше этого „Васечки“. Обиженный тоном старика ( „еще огрызается“), Васечка велел достать кусок бикфордова шнура с капсюлем. Капсюль вложили в ладони старика, связали обе его кисти друг с другом и подожгли шнур. У старика были оторваны обе кисти. Так дорого обошелся ему непочтительный разговор с „Васечкой“.

Показалось, что повар налил супу мало или жидко, – повару в бок запускается кинжал, и повар отдает богу душу.