Тень филера

Вернемся к методам перевоспитания Свидетелей в ИТУ семидесятых и восьмидесятых годов. Мы знаем, что если Сталин и имел какое-то влияние, то давно уже не дирижировал оркестром. Но для „перевоспитания“ Свидетелей ищут и находят все более новые и изощренные методы. Всем должно быть ясно, что оперативник семидесятых далеко уже не чекист пятидесятых.

Чекисты-каратели пятидесятых были вынуждены, зачастую ценой собственной шкуры, выслеживать в лесах „лесных братьев“, не зная, кто пальнет первым; брать облавой бункера, хутора, дома, квартиры. Рядового с карабином или винтовкой перед облавой не успокаивали, что, мол, безобидных женщин и детей берем – бояться нечего. Да и собственные натянутые нервы провоцировали жестокость, к которой их не только призывали, но и принуждали указами и предписаниями. Сочувствие трактовалось трусостью, если не предательством. Сочетание слов „беспощадная борьба“ - стала устойчивой и беспрекословной.

В начале книги я вспоминал, как при второй облаве на нашу семью офицер с парой солдат на время покинул нас, поехав забирать мою сестру Александру. И как оставшиеся солдаты в мгновение ока изменились, свободно вздохнули и с воодушевляющей простотой стали всячески помогать нам собираться в Сибирь. Как этого чекиста сравнить с оперативником восьмидесятых? Подкованного на очередных курсах в Москве, с завидным высоким чином, с бренчалками на груди - за проявленную доблесть. Со стабильным - выше среднего - окладом, ведомственной квартирой (пусть даже в глуши!), с безграничным чувством превосходства не только перед заключенной чернью, но даже перед офицерами милиции, не говоря уж об офицерах внутренней лагерной или тюремной охраны. С ощущением своего права в любой момент решать и даже ломать судьбы рабов. Он недосягаем для правосудия и имеет надежду на пожизненное благоденствие себя и своей семьи. Вот - это чекист нового времени!

Можно с уверенностью полагать, что для такого чекиста цель просто сохранить достигнутое положение была бы низкой планкой. Нет, он должен был расти, проявить себя и... дослужиться! И даже если не до чего-то значимого, то хотя бы до перевода, чтобы выбраться из глуши. Поэтому он всячески старался успешно выполнить порученное ему промывание мозгов паршивого зэка, врага диктатуры. Нет-нет! не подумайте! не обычной диктатуры, а диктатуры пролетариата, благородной и беспощадной диктатуры пролетариата!

В помощь призывалась основная опора диктатуры пролетариата: стукачество.

По определению профессора Олега Грейга Стукачество явилось становым хребтом советской идеологии в построении коммунизма. ... Без стукачества коммунизм не возможен ни в одной стране, ни в каком виде.Ольга Грейгъ Сталин: тайные страницы из жизни вождя народов. М. 2011

Сам Никита Хрущев на ХХ съезде КПСС признал, что каждый пятый гражданин СССР был „стукачем“ или „сексотом“. Лаврентий Берия, детально сведущий по своей линии, вносит поправку, что даже каждый третий был „стукачем“.Олег Голько, Закленные в Сибири, Львов 2013, ст. 66

Поэтому Учебник для оперативников ИТУ ясно дает понять, что проводить надзор мог не каждый заключенный. Успешно выполнять такие задания могут агенты, завербованные из той среды, к которой принадлежат интересующие оперативного работника лица. ... Для успешного выявления организаторов сектантской группы необходимо, чтобы агент был членом этой секты..с. 361 Предписанное условие ставило оперативников в почти безвыходное положение. Опытные оперативники прекрасно знали, что пользующиеся доверием Свидетели вряд ли согласятся на секретное сотрудничество с ними, а духовно слабым все равно не сообщали „лишних“ сведений, и вследствие этого „коза не доилась“.Эстонцы, находящиеся в сталинских лагерях и тюрьмах, называли доносчиков коровами, которые регулярно ходили на „доение“ к оперу (или куму). Пока основная часть заключенных состояла из политических, „надой“ мог быть существенным. Позже, когда основной контингент мест заключения уже состоял из уголовников, доносчиков переименовали козами. „Надой“ соответственно уменьшился. Но и в сталинское время коровы, приставленные к свидетелям, доились скудно, поскольку свидетели научились их мягко обходить и оставлять без информации. Поэтому они доились не лучше козы. Относительно провала стукача кагебисты, на своем жаргоне, говорили - „Бобик сдох“, то понимается, что собачка перестала тявкать на прохожих.

Для выхода из замкнутого круга, в директивах допускались исключения.

Исключение первое

Или [чтобы агент] принадлежал к другой секте, но мог бы создать видимость желания перейти в разрабатываемую сектантскую группу. ... Например, чтобы иметь возможность войти в доверие к главарям сектантской группы, агент должен строго соблюдать правила поведения, установленные в этой секте. В частности, если агент выдает себя за иеговиста, он не должен курить и употреблять спиртные напитки.с. 361.

Желающих перейти Свидетели Иеговы не только всегда и везде радушно принимают и основательно обучают их всем библейским принципам, но самой целью проповеди является активный поиск заинтересованных в этом людей. И может показаться, что предлагаемое учебником исключение облегчает работу оперативников. Но это не так. Дело в том, что интересующихся лиц Свидетели не торопились посвящать в любые организационные детали и относились к ним с еще большей осторожностью, чем к ослабевшим в вере крещеным соверующим. Чуть позднее мы увидим, как такие правила Свидетелей приводили оперативников прямо-таки в ярость.

Требуемый моральный облик, отвечающий нравственным нормам Свидетелей, значительно ограничивал число агентов, способных создать „видимость желания перейти“. Много ли найдется заключенных, которые ради должности стукача-сексота были-бы готовы бросить курить, напиваться, чифирить,Чифир – особо крутая заварка чая, разновидность слабого наркотика, обычная среди уголовных заключенных. изжить привычку материться, перестать филонить и воровать, или не заниматься самоудовлетворением, а то и гомосексуализмом? К тому же, должность доносчика не зря считалась „вредной для здоровья“. Особенно блатные или воры в законе не слишком долго думали, если сексота требовалось проучить, а то и вообще навесить красный галстук, то есть убрать. Хорошо, если еще оставляли последний шанс, гласящий: Бежать хоть и стыдно, но полезно для здоровья!

Не очень помогали и обещанные большие вознаграждения – например, регулярные „посылки“ или пакеты с сухарями, топленым салом и табаком, по стандартному содержанию которых другие зэки с уверенностью опознавали доносчика. Как видно из следующего события - у сексотов не всегда все ладилось.

В спецлагере Горлаг, Норильского комплекса, весной 1953 года настроение было особо ожесточенное. Прошлой осенью из Караганды В Караганде, в Кенгире, произошел большой лагерный бунт, который вместе с другими заключенными свидетелями пережила также моя мать, Вера Силликсаар. привели большую группу, примерно 1200 пленных, из которых многие вероятно несколько месяцев до этого принимали участие в вооруженных акциях протеста с попытками побега. Все они были арестованы „за революционную деятельность в Западной Украине и в странах Балтии“. По документам МВД они якобы начали организацию „революционного комитета“ уже на этапе, до прибытия в Норильск. По словам пленных, они кирками убили четырех лагерных доносчиков, уже через несколько дней после прибытия.Косюк – стр. 56

Заключенных все больше раздражало жестокое бесправие со стороны начальства и охраны. Необоснованно часто пускали в ход огнестрельное оружие, из-за чего росло число убитых и раненых. Администрация облюбовала еще один очень зверский метод наказания. Помещали в так называемую молотилку: камеру с уголовниками, сотрудничающими с администрацией. В Горлаге, в молотилке, в один лишь прием убили 6 и ранили 15 человек. В Экибастузе, в ответ на жестокости начальства и конвоя, в 1951 году вспыхнул мятеж, ударом ножа в грудь поочередно прикончили более десяти стукачей. Это привело остальных в такой ужас, что они побежали просить укрытия в БУРе.БУР – барак усиленного режима, место строгого наказания для заключенных, вид лагерного карцера. С Хрущевского времени эту „тюрьму в тюрьме“ переименовали в Помещение Камерного Типа, сокращенно ПТК. Так как по существу ничего не изменилось, то во облегчение читателю буду употреблять лишь название БУР. По фамилии начальника режима, который укрыл их в самой удобной камере БУРа, зубоскалы очень остроумно прозвали их Бригадой Мачеховского, а их камеру – Камерой хранения.По книге А. Солженицына Архипелаг ГУЛАГ

Свидетели принципиально воздерживались от насилия и не причиняли никакого вреда агентам, но согласившись на сотрудничество с кумом, филеры не могли ограничиваться только „избранными клиентами“, то есть Свидетелями.

Исключение второе

Использование агентов из числа неверующих для выявления, и особенно для разработки организаторов сектантской группы допускается лишь в порядке исключения, когда имеется полная уверенность в атеистических воззрениях агентов и в том, что их не вовлекут в секту.с. 361.

Да-да, значит, атеистический фанатизм должен превосходить религиозный. Воинствующие атеисты всегда любили твердить, что от „иеговистов“ несет оголтелым религиозным фанатизмом. Но почему же чем дальше, тем осторожней они начали выбирать лекторов для Свидетелей Иеговы? Почему лекторам, в конце концов, строго-настрого запретили вступать в диспуты со Свидетелями и даже не обращать внимания на заданные ими вопросы? Фанатизм атеистов мог оказаться недостаточным, и атеист мог „клюнуть“ на логичные рассуждения Свидетелей. Этого нужно было избегать, но это не всегда удавалось. Коммунистические и атеистические устои могли пошатнуться. Среди Свидетелей оказывалось немало прежних атеистов, которые лучше других знали слабые места в теориях эволюции и атеизма, и искусно пускали в ход свой „духовный меч“ – Библию.

Одним замечательным примером является бывший сотрудник КГБ, ныне проживающий в Хабаровске Николай Бычков. Он доверительно рассказывал, как был воспитан своими родителями „ортодоксальным“ коммунистом (в положительном смысле этого слова), верующим в идеалы коммунизма и в теорию эволюции, „полностью доказанную учеными“. Получив от начальства задание, проникнуть в местную группу Свидетелей как заинтересованный в учении Библии, то есть создать видимость желания перейти, он „для видимости“ ознакомился с предложенной книгой, размноженной в подпольных условиях. В книге поднимался вопрос: эволюция - или творение Бога?

Логика при рассмотрении этого вопроса была настолько элементарной и убедительной, что он начал делать то, чего ни в коем случае не должен бы делать фанатичный атеист – он начал задавать любознательные вопросы и (о, бедный атеист!) слушать разъяснения, основанные на Библии. Случилось то, что и должно было случиться в подобной ситуации: неосторожного сотрудника органов КГБ, Николая Бычкова, как говорится – „вовлекли в секту“. Несмываемый стыд и позор для КГБ, плюс потраченное зря время и средства на подготовку сотрудника. Вскоре в отместку над ним устроили показательный суд, на котором был снят и смонтирован пропагандистский фильм, а самого Николая, разумеется, посадили – для раздумья.Отрывок из упомянутого фильма можно, при желании, увидеть в видеофильме Верные в испытании. Свидетели Иеговы в Советском Союзе. Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов (Пенсильвейния) 2001

Вот чем было продиктовано предостережение о вербовке агентов из числа неверующих. Потеря может быть значительной, а выгоды никакой. Поэтому учебник строго ограничивает использование возможных агентов-атеистов: Таких агентов можно всегда использовать для внешнего наблюдения за содержащимися вместе с ними сектантами.с. 361 Поэтому в лагерях они в основном наблюдали со стороны, и крайне редко имели возможность заглянуть вовнутрь. Но они брали численным превосходством. Просто их было очень много. Например, в 1949 году на 1000 заключенных приходилось целых 80 „наблюдающих“!Дж. Отто Поль, The Stalinist Penal System, Джефферсон, 1997, с. 15 - 17 Это на всех зеков в среднем. А за всеми, без разбора, следить не очен-то смысла было... Значит - группку Свидетелей могли, при желании, оцепить и не давать „дыхнуть без бечёвки“.

Стоит признать, что в роли рядовых сексотов, или наседок, подсаживаемых к подследственным, почти никогда не соглашались служить заключенные идейные коммунисты. Эта категория людей вообще резко отличалась от остального контингента зэков.

Побывавшие в сталинских лагерях люди рассказывают о невинно заключенных коммунистах и комсомольцах (но не на них ли опиралась выстраиваемая тираническая система?). Они довольно-таки отчетливо разделялись на две группы. Первая группа - это идейные коммунисты, глубоко верившие в утопические идеалы. Их можно было встретить даже в течение лет после смерти Сталина. Они не оправдывали насилие и беззаконие, и сами зачастую вели себя очень самоотверженно или сострадательно. Их было принято называть „ортодоксальными“ коммунистами.

Вторая группа коммунистов также обычно подвергалась репрессиям незаслуженно. Но, несмотря на это, сохраняла безоговорочную слепую веру в невиновность Сталина и партии в совершаемом массовом бесправии. В то же время они считали необходимой беспощадную борьбу с врагами строя. Это значит: они считали, что диктатуру пролетариата намеренно подрывают. Их умы были полностью промыты пропагандистским враньем и поэтому они слепо верили, что вредителями были проникшие в партию идеологические враги советского народа – реакционные и контрреволюционные пережитки, националистические диверсанты, шпионы капиталистических империалистических стран, подобные иеговистам, и т. д. В их глазах весь такой контингент сидел не зря.

Для воспитания и умножения таких фанатично преданных кадров регулярно проводились публичные разоблачения „врагов“ среди чиновников, высокопоставленной бонзы и, конечно же, среди воспитателей этики и эстетики – литераторов и других представителей искусства. Этот список дополняли „реакционные“ представители религиозных конфессий.

Эти ярые коммунисты в трудовых лагерях обычно не доверяли себе подобным, считая другого коммуниста разоблаченным врагом, то есть причиной своих бед. В общем, они были склонны верить в то, что большинство других заключенных – кроме их самих и редких вошедших в доверие коммунистов-единомышленников – несут справедливое и заслуженное наказание. Они считали себя истинными мучениками за „красную веру“, закрывая уши, глаза и сердце от любой информации, могущей снять с „братьев по вере“ ярлык гонителей. Поистине твердая, даже до безумия фанатичная вера! Но, тем не менее, их не причисляли к „ортодоксальным“ коммунистам!

На этих людях пропагандная система давала стопроцентный результат, чего и добивались. Чтобы людьми было легче управлять корыстным диктаторам, людей надо поместить в замкнутый, изолированный мир и заставить думать, что вокруг враги. Так запуганные люди, лишенные свободных от власти источников информации, скорее согласятся на неограниченную власть диктатора. И некоторые соглашались полностью.

Такая окоченелая тупость может постичь и самых высокопоставленных людей, особенно тиранов. В романе Торнтона Уайлдера Мартовские иды Клодия Пульхра позволяет себе обвинить Гая Юлия Цезаря, понтифика и императора Римского Народа, в форме интригующего вопроса, касающегося всех людей, имеющих большую власть: Изверг!... Ты, понимающий все (как бы ты ни напускал на себя благородство и равнодушие), понимаешь и это. Но, может, твоя... показная тупость не позволяет тебе знать то, что ты знаешь?

Подобным образом, советский диктатор и „понтификат“ красной религии не хотел видеть и не видел последствий своих дел, по принципу домино переложив ответственность за свой деспотизм (а заодно и напускную тупость, и благородство) на всех сообщников, сверху до самых низов, наказав их руками их же товарищей.

Так именно в самых верхах власти выработалось не писанное, но сильнее писанного „правило трех УУУ“: угадать, угодить и уцелеть. Со скрежетом зубов старались угадать настрой Хозяина, вылезая из шкуры вон угодить Хозяину наветом и низвержением ближнего и этим уцелеть самому. Дóлжно признать, что не всегда, или не до конца, это удавалось. Стоит лишь вспомнить метеорный полет чекистов, комиссаров внутренних дел, Ягоду Генриха (Иехуды Хирша) и Ежова Николая. Эффективность Ежова, по крайней мере по мнению его самого, стала для Хозяина незаменимой.

Ведь всего за два с половиной года он сумел арестовать „врагов народа“ 936 750 человек, из них только в 1938 году - 638 509 человек. Каждый второй из арестованных был расстрелян. К концу его беспрецедентной карьеры в тюрьмах и лагерях сидело уже 1 миллион 300 тысяч человек. Он должен был считать себя незаменяемым! Тем не менее - в глазах Сталина доля Ежова была уже в 1938 году завершена и с ним покончили с такой же скоростью, как это он сам осуществлял на других людях.Олег Голько, Закленные в Сибири, Львов 2013 ст. 100

Итак, страховкой не могли служить никакие чины и заслуги. Как по сигналу, сверху вниз стартовала гонка предательства: успеть донести на собрата как на врага прежде, чем он успеет указать на меня. Непогрешимость судей любого ранга не ставилась под сомнение до тех пор, пока не наступало время убрать и его самого – теперь уже не как ошибающегося, а как злонамеренного врага, шпиона и контру. Красное священство и судьи не могли ошибаться. Они оказывались куда святее и непогрешимее самого папы Римского! Они горели, падали и взрывались метеоритами, прихватывая с собой в небытие десятки, сотни, а то и сотни тысяч винных и невинных. Например вопрос: может ли кто-либо назвать „разоблаченное“ и наказанное в Советском Союзе хоть приблизительное общее число „троцкистов“?

То, что при Ежове успели „убрать“ более 40 тысяч офицеров Красной Армии, теперь знают все, кому не лень читать. Убрали с маршалов да адмиралов, начиная... Геббельс в своем дневнике рассказывает о том, как радостно хохотал Гитлер, узнав о процессе Тухачевского и уничтожении Сталиным собственной военной верхушки. Ведь не будь этого, фюрер, возможно, и не посмел бы на Россию напасть… Ведь именно в момент вершины „чистки“ Гитлер согласился на совместную дележку Европы с Союзом - на пакт Молотова-Риббентропа - вызвавший заразительный порыв радости Сталина!

Немало приходилось видеть разные снимки бесчувственного лица Сталина. Но такой непозированной, глубоко сердечной радости, как при подписании пакта делёжки Европы Риббентропом, видеть не было дано

Случайно ли именно в этот момент? Навряд, навряд... Осознал ли Сталин позднее свой просчет? Не верится. Если верить мнению многих врачей, считавших Сталина параноиком, то мы знаем, что параноик никогда не бывает ошибчивым и виноватым.

Невольно напрашивается вопрос: не брали ли красные священники уроков – во главе со своим первосвященником – у средневековых инквизиторов католической церкви? Интересно, не было ли среди обширного литературного материала, с которым молодой Иосиф Джугашвили ознакомился в духовной семинарии, основ инквизиторского обращения и его практических методов, например трудов самого Томаса де Торквемады? Ведь именно в дни семинарии, как полагают исследователи, сложились его атеистическое мировоззрение и жесткий нрав. Или же сам Джугашвили заново изобрел велосипед? Если не „изобрел“, то значительно „усовершенствовал“ - это уж бесспорно.

Но оперативники старались, прилагая ради этого немало сил, нередко и в прямом смысле слова и - филеров находили. Повторим мысль из учебника: Оперативные работники должны использовать все средства и методы, имеющиеся в их распоряжении. Какие именно „средства и методы“, кроме агентуры сексотов, были еще предоставлены в распоряжение оперативным частям ИТУ, и в какой мере они использовали их?

В то время СМИ утверждали, что в „ежовых рукавицах“ НКВД крепко зажал врагов Советской власти и Коммунистической партии. Ежов был полным невеждой. Имел незаконченное низшее образование — только 2 класса начальной школы. Ежову, тем не менее, отсутствие образования не помешало делать карьеру, занимать высокие посты. Во времена, когда анекдоты про Сталина считались преступлением, один был широко в ходу: „Товарищ Сталин — великий химик. Он из любого выдающегося государственного деятеля может сделать дерьмо, а из любого дерьма — выдающегося государственного деятеля“ (argumentua.com)