У всякого события своя причина

Христианская вера.

Наряду с этим выражением в эстонском языке часто используется и его синоним, особенно часто употребляемый в разговорной речи. Это слово ristiusk, в буквальном переводе и современном толковании слова, крестовая вера. Происходит это выражение от крестовых походов Тевтонского Ордена на Лифляндию, в том числе и Эстонию, в тринадцатом веке. Массовые обряды крещения под нажимом меча и нового символа веры – креста – оставили сильный отпечаток в языке народов, населяющих бывшую Лифляндию, в том числе и эстонцев. Языковеды не исключают и другой версии происхождения слова ristiusk. В германских поэтичных текстах употреблялась сокращенная форма слова Христос – Krist, который в длинном, часто пешем пути из Германии в Лифляндию, а там уж и в Эстляндию, утерял начальную букву K, оставив коренное слово rist – теперь только в единственном значении двух перекрещивающихся прямых, то есть креста – никак уже не ассоциирующегося с именем Христа. Россияне хорошо помнят встречу с рыцарями того же Тевтонского или Немецкого ордена в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году, где под руководством Александра Невского русские войска, вместе с тюрками да монголами, одержали победу. Между прочим – войско Александра, на пути из Пскова в восточную Ливонию, прошелся через поля нашей деревни, а всего за 50 километрами  на север столкнулся в Ледовом побоище с рыцарями. Тех рыцарей называли, а также изображали крестоносцами, не христоносцами. Поэтому я лично уверен, что ristiusk, это крестовая вера.

Павло Правий. Александр «Невский». Как из монстра сделать героя

Но, несмотря на привычное употребление этих двух терминов – христианство и крестовая вера – в синонимичном порядке, их происхождение и первоначальное семантическое значение совершенно отличается. Возникновение термина христианство не нуждается в подробном объяснении. Ведь с середины 50-х годов н.э., начиная с Антиохии, учеников Христа стали называть христианами.Деяния апостолов глава 11, ст. 26 Но связывать христианство со знаком креста стали только спустя долгое время после смерти языческого римского императора Константина Великого, правившего с 306 по 337 годы. Константин являлся поклонником солнца и приобщился к „церкви“ лишь приблизительно спустя четверть века после случая, когда он, согласно преданию, якобы видел на небе изображение крестаThe Соmpanion Bible, приложение 162, - говорится в справочном труде. Строение креста Константина принципиально отличается от латинского креста. Крест Константина можно описать как греческую букву roo, с наложенным на его удлиненный ствол знака hoo. Полученное изображение ничем не напоминает знак , происхождение которого объясняют использованием в основе старовавилонского и хеттского языческого знака Т, символа божества Таммуза. В ходе переработки его для использования в католической символике перекладина была несколько опущена по стволу вниз. Важно знать, что ни один вид изображения креста не имеет ни Божественной, ни Библейской основы. Впервые выражение CRUX взял в употребление Иероним в IV столетии, в переводе Нового Завета на латинский язык (Vulgata). Слово CRUX он употребляет для передачи греческого слова стаурос, в оригинале означающий кол, столб, с чего и - столб мучений. Вместе с новым символом веры – изображением креста – все чаще стали употреблять и новое орудие обращения в веру – меч. Крестовые походы времен папы Иннокентия III содействовали обращению лифляндцев в искаженное христианство или, точнее, в так называемую крестовую веру.

Однако в разное время находились люди, проявляющие интерес к Христу и его учениям, то есть к самой сути христианства, желая жить соответственно христианским принципам. Чтобы придерживаться такого пути, они не довольствовались лишь обрядом крещения, во время которого нежная маковка младенца опрыскивалась святой водой с набожных пальцев священника – задолго до того, как подросший и наученный человек мог бы сам определиться в религиозных убеждениях. В Русской православной церкви принято крестить младенцев. Касательно этого обычая интересно узнать, как относится к данной традиции настоятель православного храма святой Ксении Герман: Я считаю, что если бы детей крестили только по достижении ими совершеннолетия, то никто бы во взрослом возрасте в церковь их не затянул. Мы должны с младенчества знакомить своих чад с нормами морали, взрослых уже не перевоспитаешь .

Или спасение зависит не столько от сознательного обращения и принятия искупительной жертвы Иисуса Христа, сколько от священника, отнявшего у Христа посредническую роль, и совершаемых им ритуалов, вместе со знаком, коему присвоена спасительная сила, наподобие амулета или талисмана? Причем заметим, что ради умножения авторитетности ритуала священные лица по сей день прибегают к употреблению силы светских властей – массированной пропаганды, суда, наручников, казематов и меча или мачете, если желаете.

Желающих следовать путем Христа не удовлетворила религия, в которой они оказались в силу местонахождения - только потому, что родились в той или иной местности, в расе и народе, или в среду языка родной семьи. Может ли урождение в среду местно признанной религии являться на таком же уровне решающим относительно понятий и трактовок, как например понятие о едином Боге, или Боге Троице; о провозглашении убийства на поле битвы братьев по вере святой войной, или осквернением святости и во множестве иных настолько щепетильно важных для искреннего последователя Христа вопросах? Человек, стремящийся к истинной христианской вере, как правило, ищет обетованной Христом божественной и единой истины. Истины, которая, согласно словам Иисуса, должна освободить людей. Познаете истину, и истина сделает вас свободными.Ев. от Иоанна, глава 8, ст. 32

Свободным от чего? Может быть, именно от подобной поверхностной веры, окропившей маковку не смыслящего младенца, но не затронувшей сердце? Свободным от рутинной, церемониальной и – Боже упаси! – от насильной, навязанной судом, правом или даже мечом веры? Да и вообще – вер ли это, если она навязанная? Библия дефинирует истинную веру как „уверенность в невидимом“Посл. к Евреям, гл. 11, стих 1 В навязанных же ритуалах нет, наверняка, никакой иной уверенность кроме той, что если не буду подражать традициям большинства, я испытаю кару, как светских властей, так и религиозный гнев собратьев, подобно Авелю, испытавшему религиозную ревнивость брата Каина, который его убил. Показность такой религиозности мы можем наблюдать в Афганистане. Под репрессиями Талибана набожность женщин проявлялась в полном отречении образования, чего поддерживали не менее набожные мужья и отцы. Но стоило военными силами принудить Талибана отступить, как проявление набожности населения скоком изменилось. Даже лица женщин открылись. Не берусь судить об их искренности в вере, но проявление разных стадий набожности явно заметно.

Людей, стремящихся к истинному христианству, постоянно волнует вопрос: как в данной ситуации поступил бы Христос? Так же как я, или иначе? Да, как именно? Как поступить мне, если я хочу идти по стопам Христа, соответственно христианской вере, которую одобряет Бог, а не по крестовой вере, по опасению репрессивных действий со стороны светских властей, или религиозно ревнивых „собратьев“?

Несомненно, прагматичного человека будет волновать вопрос: которая из этих двух разновидностей веры более практична? Да и вообще: должна ли вера быть практичной? И к этому вопросу есть два подхода.

Один подход, который предлагает большинство религий - среди них так названное христианство - состоит в том, чтобы через обряды - в виде учений или доктрин, через установки духовенства и теологические концепции - рассматривать веру как абстрактное чувствование, как утешительное, успокаивающее совесть „искупление“.

Подобный подход показательно описывает авторитетный и очень почитаемый эстонский лютеранский священник Уку Мазинг в своей книге О буддизме.Uku Masing Budismist 1935, с. 255 Сравнивая христианство с буддизмом, он отмечает: Сложно сказать, у кого больше искупительной силы... И дерзостью было бы рассуждать, чей путь – Будды или Иисуса – для человека более „полезен“, который из них в сем мире предоставит более „жизненные“ возможности или более „удовлетворяющее“ посмертное бытие. Ни учение Иисуса, ни учение Будды не ставят целью указать человеку более благоприятные возможности для существования или формы функционирования в „здешнем мире“, а также никакого посмертного... более высокого, „ближе к божеству“, положения. Оба они возвещают лишь освобождение, а также искупление именно от подобных целей .

Неужели Сын Бога, Иисус Христос, является в глазах христианского священника всего лишь влиятельным философом (как Будда - китайский философ Шакьямуни), а не то даже теософом; одним из нас, относительно которого можно задать вопрос не плотников ли он сын? ,Ев. от Матфея, глава 13, ст. 55 как недоумевали назаряне - земляки Иисуса? Неужели его жертва была лишь „освобождением от жизненного“, предоставлением „удовлетворяющего“ успокоения? Если подвергнуть сомнению божественное происхождение Иисуса, то он покажется мыслителем среди прочих мыслителей, подобно Будде, или пусть даже самому писателю Мазингу, и всего-то... Умер ли за нас Будда, как посланник Всевышнего Бога, или этого не совершил и сам Христос? Очень в принципе схожим членам собрания в Коринфе, которые тоже чтили премудрствующих среди них философов более чем учение Христа, задал апостол Павел отрезвляющий вопрос: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?1 посл. Коринфянам, глава 1, стих 13 Если дела обстоят действительно так, то о какой христианской религии при таких философствованиях может быть речи? Нет-нет, христианской веры в эдаком учении нет. Может быть есть тогда крестовая вера? Наверняка, поскольку крест выше цитированный религиозный авторитет действительно акцептировал...

Апостол Павел не напрасно предостерегал христиан своего времени от модного в ту пору философского толкования вопросов веры: Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. .1 посл. Тимофею, глава 6, стихи 20 и 21

О том, что философии могут отводить от веры, говорил и сам Иисус, осуждая книжников: Вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: „Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“ .Ев. от Матфея, глава 15, стихи 6 по 9

Второй подход показывают христиане, определенно остающиеся в меньшинстве. Они предпочитают идти по непопулярному узкому пути,Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матфея, глава 7, стихи 13, 14). не желая поклоняться Богу тщетно, и потому не внимают философским, теологическим и теософским толкованиям веры. О таких в Писании сказано: принявши слово Божие, вы приняли [его] не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас верующих .1 посл. Фессалоникийцам, глава 2, ст. 13 В результате доверительного изучения Слова Бога укрепляется уверенность в том, что всё Писание богодухновенно и не нуждается в человеческом авторитете, делящем Писания на достоверные и сомнительные части. Вывод: Всё Писание ... полезно для научения ... Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.2 посл. Тимофею, глава 3, стихи 16 и 17

Бог, Отец, пожертвовал или отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.Ев. от Иоанна, глава 3, ст. 16 На основании своей добровольной смерти Иисус (а не какой-то другой человек, будь то Будда или даже возведенный в сан священник) стал посредником между Богом и человеком, чтобы восстановить разрушенные Сатаной семейные узы между людьми и их небесным Отцом (в том числе и Отцом Иисуса). Поэтому Иисус объявил ученикам: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему.Ев. от Иоанна, глава 20, ст. 17. Так стало реальным ожидание Рая, который будет восстановлен посредством Божьего Царства, правителем которого помазан Мессия, то есть Христос. Поэтому истинные поклонники Бога ценят искупительную роль Иисуса и готовы уже сейчас практиковать уставы общественного порядка, которые останутся в силе и в Раю, под правлением Царства Христа. Этим они показывают, что признают христианство очень практичным и полезным во все времена, независимо от систем и порядков окружающего мира.

Учения Иисуса не убаюкивают совесть человека, не соблюдающего основанные на любви законы, но помогают ценить и исполнять их. Благодаря этой помощи истинная христианская вера не только сближает с Богом, но и оказывается практичной в повседневной жизни. Свидетели Иеговы во все времена и при любых обстоятельствах старались и стараются придерживаться такого подхода – начиная с Авеля, убитого собственным братом Каином, питавшим зависть на религиозной почве. Придерживаться истины даже ценой жизни. А религиозно завистливые каины не перестают появляться. . ., и среди нас с вами.

Согласится читатель этих строк с приведенным выше обсуждением или нет – целью данной книги не является, чтобы кто-то перенял образ мыслей репрессированных в 1951 году. Но чтобы лучше понять причину этих событий, необходимо рассказать об особенностях мышления Свидетелей Иеговы, из-за которых Сталин и его сообщники определили их в противники. В одностороннем порядке. Но об этом немного позднее. . .

А сейчас рассмотрим исторический фон ситуации.


В Соединенных Штатах, в семидесятые годы девятнадцатого столетия, разочарованная в христианских противоречивых догмах группа людей, во главе с Чарлз Тейз Расселлом, решила искать непосредственно в Священном Писании подтверждение или опровержение тех или иных распространенных учений об Иисусе Христе и его Отце, Боге любви.

Они нашли практичный метод изучения Библии. Кто-то из них поднимал вопрос, и затем группа анализировала все тексты Писания по данной теме. Когда казалось, что один библейский стих противоречит другому, эти искренние христиане стремились их согласовать. В отличие от современных им религиозных руководителей, Исследователи Библии (как тогда назывались Свидетели Иеговы) были настроены руководствоваться не традициями и человеческими догматами, а Священным Писанием. Рассмотрев все, что говорит Библия по тому или иному поводу, они записывали свои выводы. Таким образом прояснилось их понимание многих библейских учений.Сторожевая Башня за 15 марта 2000, с. 12

Обнаруженная в результате изучения библейская информация стала доступной и логичной, простой и приемлемой. Они нашли Мессию, как и современники Иисуса в первом веке, которые в основном были простыми людьми, почитаемыми со стороны книжников и священников сбродом, „грешниками“, коих следовало сторониться на три шага, а за близкие отношения с такими осуждали и Христа. В глазах духовенства апостолы, и даже сам Иисус, были люди некнижные и простыеДеяния апостолов, глава 4, ст. 13, то есть духовно необразованные. И действительно! Ни один из них, включая самого Иисуса, не имел высшего духовного образования и рукоположения в раввины!

Прямо из Библии открывшиеся учения помогли Расселлу и его сотрудникам освободиться от тяжелого бремени человеческих догматов. В то же время у каждого желающего появилась возможность наладить личные добрые отношения с самим Богом во всемирном собрании, действующем на благо всех ищущих чистого поклонения. В организации побуждали принимать за истину лишь то, что после тщательного исследования Библии формировало личное убеждение. Исключили возможность появления человеческого вождя, так сказать - фюрера - и посредника или священника, духовного отца, ибо один у вас Учитель - Христос... И [святым, духовным] отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах.Ев. от Матфея глава 23, стихи 8 по 10 Подобные открытия в Святом Писании кардинально расходились с догмами и образом действий великих католических церквей. Эти открытия действовали на изучающих Писание отрезвляюще и невольно поднимали логический вопрос: неужели предводители данных религий вообще никогда не читали. Евангелии? Но это звучало бессмыслицей! А, следовательно, они должны пренебрегать самыми элементарными учениями Христа... Да, такие находки только лишь поощряли к дальнейшему сравнительному изучению Святого Писания.

Такой способ удостоверяться и оставаться в вере отстаивал апостол Павел при наставлении Тимофея, принявшего от Павла первоначальное и чистое христианство, уже свободное от преданий книжников да фарисеев, и еще неоскверненное греческой или иной философией, языческими обычаями и праздниками, сухостью и поверхностностью литургических обрядов, почитанием образов и „святыми мощами“, то есть останками от трупов. Но ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено.2 посл. Тимофею глава 3, ст. 14

Тщательный анализ библейских стихов сделал Расселла и его единомышленников Исследователями Библии. К собранию приобщали не путем формального обращения-перерождения-крещения, но делясь с новичками знаниями, уча их соблюдать все, что Я [Иисус] повелел вам.Ев. от Матфея глава 28, ст. 20

Подобная религиозная установка во все времена встречала активное сопротивление. Она раздражала совесть святош, побуждала любыми методами на отстаивание „святыни“ людей, для которых помпезность литургических ритуалов, тяготеющих к небу святилищ и рвущихся под обузой золота да драгоценных камней парча да багрянец ряс намного ценней воли Бога, познания Его Слова, а тем менее - соответствующей Его воли образа жизни.

Истинное, свободное от предвзятой догматичности христианство во все времена оставалось бескомпромиссным в отношении политического, религиозного, философского и материалистического влияния, даже под давлением. В такой вере может властвовать только всемирное, абсолютно беспристрастное братство.

Стоит вспомнить людей эпохи Возрождения, пренебрежительно называемых „милленариями“,От латинского милленниум – тысячелетие, в данном контексте тысячелетнее царство. Милленарии - люди, придерживающие веры в тысячелетнее царство. самостоятельно изучавших Библию и уверовавших в признаваемое апостолами тысячелетнее Царство Христа. Эти искренние исследователи Библии возбудили в католических инквизиторах, укреплявших свою веру в посмертное вознесение в небеса или снисхождение в ад, при помощи орудий светских властей и страха гонимых перед пытками, такую религиозную ревность, что - подражая братоубийцу Каину - искренних поклонников Бога предавали огню. И не только их самих, как еретиков. Их сжигали вместе со Священным Писанием, повешенным цепью на шею „еретика“. Но, не смотря на вынуждения, от Писания они не отказывались даже перед лицом мученической смерти. Переняв позицию христианского нейтралитета, Исследователи Библии – ныне известные под названием Свидетели Иеговы - не противопоставляли себя другим религиозным течениям, но - отделившись от небиблейского - старались возвещать библейские истины в наиболее чистом виде. Сами они стараются придерживаться этих же принципов, полагая, что вера не должна идти вразрез с делами, оставшись лишь „воскресным одеянием“.

Их вера – уклад жизни.


В Таллинне, столице Эстонской Республики, Исследователи Библии открыли свой офис в 1926 году - для проповедования вести о Царстве Бога, издания и распространения библейской литературы на эстонском языке.Одновременно были открыты офисы и в соседних Прибалтийских республиках, то есть в Латвии и Литве, а также в скандинавских странах. В Эстонию направляли миссионеров из Англии, Германии и, конечно, из родственной по языку Финляндии. В Таллиннском офисе переводили объясняющие Библию книги и брошюры, которые печатались в Швейцарии и затем десятками тысяч экземпляров распространялись по всей стране. В начале тридцатых годов крупная и модная эстонская радиостанция передавала по воскресеньям библейские речи на шести языках, в том числе и на русском, достигая Ленинграда. Офис и официально зарегистрированное в 1933 году Общество были закрыты в 1940 году – после того, как Советский Союз аннексировал Эстонию. Тогда же из страны были высланы все иностранные миссионеры и прочие возвещатели.

Но нельзя было „закрыть“ убеждений и принятого по доброй воле решения преданно служить Богу. Вера продолжала пылать в сердцах искренних людей, и это постоянно отражалось в их укладе жизни, несмотря на то, что пришлось уйти в подполье, как в Римской империи первого века, когда группы христиан были загнаны в катакомбы. Загнаны но не изжиты...

Дом номер 17 на улице Креуцвальди в Таллине, где в 1926 году основали первый офис Свидетелей Иеговы Эстонии. Служители офисов семи северных стран, находящихся под координацией Копенгагского филиала общества. На переднем плане Уоллес Бэкстер - координатор Таллиннского офиса.

Сталин многому научился, если не перенял, у своего предвоенного союзника Гитлера, в том числе - как поступать с Исследователями Библии или Свидетелями Иеговы. В октябре 1934 года Гитлер кричал: Это отродье будет истреблено в Германии!Jehovah’s Witnesses – Proclaimers of God’s Kingdom, с. 552 Немецкий историк Детлеф Гарбе сказал: Из 25 000 человек, которые считались Свидетелями Иеговы в начале Третьего рейха, в разное время узниками стало около 10 000 человек. Из них более 2 000 человек было сослано в концлагеря. Это означает, что, не считая евреев, больше всех религиозных конфессий эсэсовцы преследовали Свидетелей Иеговы.Пробудитесь! от 8 декабря 1995, с. 1

Наступило время, когда алчущий восток расширил свои владения на запад. Сталин, будучи подлинным диктатором, жаждал новых территорий. Договорившись через Молотова-Риббентропа с Гитлером,После подписания пакта Сталин поднял в Москве тост за здоровье фюрера, а его нарком по иностранным делам Вячеслав Молотов на сессии Верховного Совета говорил о „миролюбии Гитлера“ и назвал войну западных союзников против гитлеризма „бессмысленной и преступной“. Позже он поехал в Берлин, где был сердечно принят Гитлером, Герингом (Hermann Göring) и Гессом (Rudolf Heß). он заполучил Прибалтийские республики; кроме того, в конце войны к Советам приобщили румынскую Бессарабию, именуемую Молдавией, а часть Польши присоединили к Украине, Белоруссии и Литве. Как и следовало ожидать, национально-освободительные настроения стали порождать многочисленные споры за власть.

Карта к секретному протоколу с подписями Сталина и Риббентропа (argumentua.com) Польша побеждена. У генералов-завоевателей Гудериана и Кривошеина - пока еще прекрасное взаимопонимание и настроение (argumentua.com)

Государственную машину смутило и обескуражило то, что вместе с новыми территориями было в приданное получено также множество собраний Свидетелей Иеговы, действовавших до этого на захваченных западных территориях уже в течение двух десятков лет. И как только были зализаны самые тяжелые военные раны, Сталин через шефа НКВД НКВД – Народный Комиссариат Внутренних Дел. С 13 марта 1954 преобразован в Комитет Государственной Безопасности или КГБ. (Без особой надобности писать иначе, ради упрощения далее в книге употребляется общеизвестное сокращение КГБ.) Абакумова обратил пристальное внимание на Свидетелей Иеговы и, подобно Гитлеру, не ради помощи.

Когда Виктор Абакумов, комиссар по Безопасности Советского Союза, пишет 19 февраля 1951 года вторую Записку Сталину, то он подразумевает, свеж захваченные с запада территории, где: органами МГБ в течение 1947-1950 годов... было арестовано 1048 человек главарей и активистов секты... Однако оставшиеся на свободе... участники иеговистского„Иеговисты“ - порочащее прозвище, присвоенное Свидетелям Иеговы от КГБ. Более подробнее - в Части 4. подполья, проводят злобную антисоветскую агитацию... и ведут пропаганду об установлении в СССР теократического строя, при котором власть должна принадлежать духовенству . Далее В. Абакумов пишет, что МГБ СССР, согласованно с секретарями ЦК КП (б) Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии, считает необходимым выселить из перечисленных территорий всего 8576 человек (3048 семей). Словами Прошу Вашего решения заканчивает В. Абакумов свою Записку Сталину. А Сталин немедля решил дать делу ускоренный ход. ЗАПИСКА МГБ СССР О НЕОБХОДИМОСТИ ВЫСЕЛЕНИЯ... СЕКТЫ ИЕГОВИСТОВ Архив Президента РФ. Ф. З. Оп. 58 Д. 180. Л. 52-53 (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)


Чем тревожили Свидетели Иеговы Сталина и его коммунистическую партию? Тем, что они свое поклонение Богу не предоставили под политический контроль. Речь идет не об игнорировании государственной власти, ведь по примеру Иисуса все искренние христиане были послушны властям, причем властям любого строя.„Всякая душа да будет покорна высшим властям“ - послание Павла римлянам глава 13, ст. 1 Но однопартийный режим не мог терпеть других богов пред лицом своим. Поэтому власти стремились деятельность всех религиозных обществ, как идеологическими, так и силовыми методами, подчинить контролю партии. Любая несгибаемость вызывала репрессии.

Первый секретарь компартии Эстонии Николай Каротамм в 1945 году заключает: Всякий человек своим путем подходит к советской идеологии... Этот процесс у одного человека более скорый, другого -  медленный. Но раньше или позднее каждый [-] обязан достичь коммунистических истин .Николай Каротамм, из выступления на 1 конгрессе интеллигенции Эстонской ССР в 1945 г. Ст. 19

Преобладающая часть религиозных обществ на расширенной территории Советского Союза в большей или меньшей степени подчинилась контролю, чего, в свою очередь, не допустили Свидетели Иеговы. Несгибаемая позиция сравнительно немногочисленной религиозной группы неимоверно раздражала представителей власти. Основные причины нетерпимости могли быть следующими:

  • Свидетели Иеговы отказывались согласовывать с органами Государственной безопасности или Коммунистической партией программу встреч собрания, речей, их содержание и кандидатуру ораторов. Они не позволяли властям рецензировать единое содержание своих всемирных печатных изданий. Несмотря на запреты и гонения, они не прекратили благовествовать и проводить встречи собрания.
  • Свидетели Иеговы во всех странах мира сохраняли (и сохраняют) свою преданность Царству Бога и, следовательно, нейтралитет по отношению к любой человеческой политике и власти. Это исключает их участие в любых политических выборах. В Советском Союзе такая позиция ставила под угрозу достижение требуемого показателя 99. 98%  единогласного участия в голосованиях.
  • Свидетели Иеговы во всех странах мира отказываются от всякой военной деятельности и участия в военной подготовке и обучении. Каждый из свидетелей, по сугубо личному решению, руководствуется библейским принципом: Перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать .Исаии глава 2, стихи 2 по 4 Этот призыв выбран девизом ООН и красуется у входа ее главного здания в Нью-Йорке. Но Свидетели Иеговы предпочитают не столько рекламировать эти слова, сколько жить по ним.
  • Свидетели Иеговы признают лишь единого Бога Иегову и совершают свое священное поклонение только ему. Они не готовы почитать святыми, обожествлять или совершать ритуалы поклонения человеку и каким бы то ни было символам человеческой власти – знамени, флагу или гимну. Подобным образом они относятся и к почитанию символов, героев и памятников военных действий. Первая и вторая из десяти заповедей гласят: Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов... Не делай себе кумира и никакого изображения... Не поклоняйся им и не служи им.Исход глава 20, стихи 2 по 5 В то же время эта позиция не допускает неуважительного отношения к данным символам или к их почитателям, иначе это шло бы вразрез с позицией нейтралитета и полного уважения к свободе волеизъявления других людей – свободе совести и вероисповедания любого человека.

Вкратце, это основные учения Свидетелей Иеговы, из-за которых они еще со времен апостолов становились объектом неприязни и гонений со стороны властей и преобладающих религий.„Христиане отказывались. . . приносить жертвы духу-покровителю императора, - сегодня это приблизительно сравнимо с отказом салютовать флагу или приносить клятву верности властям“. - Those About to Die (New York, 1958), D. P. Mannix, с. 135 и 137. Конечно, Сталин, вокруг которого был создан культ личности, не мог терпеть этих „строптивых фанатиков веры“, которых даже самые строгие методы коммунистического перевоспитания не могли сделать уступчивыми!

В то же время Свидетели были последовательны в том, чтобы проявлять послушание властям во всем, если это не противоречит божьим законам и не предполагает какого-либо насилия. Так поступая, они угождают Богу. У Свидетелей не было противостояния со сталинской властью, так же как не было его с властями любой другой страны. Атака была односторонней, причем атака на группу послушных властям, истинно религиозных, в корне миролюбивых людей.

Особого внимания заслуживает гоночная скорость действий властей на всех уровнях. Если мы привыкли к тому, что пока суд да дело, неведомо, сколько воды в море стечет. Каждая инстанция со своей стороны тратит недели, а то и месяца. Но в вопросе ссылки Свидетелей - как бы у властей хвост факелом горел! Заметим даты следующих операций.

  • 19 февраля 1951 года - Абакумов посылает Сталину Записку на выселение Свидетелей. Заодно предоставляет по указанному вопросу готовый Проект постановления для Совета Министров СССР.
  • 3 марта - всего лишь через две недели! Совет Министров издает соответствующий указ!
  • 27 март - министр внутренних дел, генерал-полковник С. Круглов, выдает приказ по организации выселения Свидетелей. Приказ детальный: о создании оперативных групп; поставки гужевого, автомобильного и железнодорожного транспорта и топлива на них; вопросах фуража, питания и медобслуживания в пути; создании в Томской и Иркутской областях спец-комендатуры для прибывающих выселенцев и на готовность к их перенятию от конвоя, распределении по селам и доставки их на назначенные места пребывания. На все отдельные части поименно был назначен ответствующее лицо и денежные ссуды, нужные для проведения операции. Это только частичный перечень конкретных вопросов. Деталей уйма!
    А на подготовку всего этого - только 4 дня! Да - это не ошибка. Исходя из вышеуказанных датированных документов - только 4 дня!
  • 1 апреля 1951 года - с северной Эстонии до южной Молдавии все требуемые инстанции были готовы ночью до рассвета поднять 3 с лишним тысяч семей, провести обыски, переправить из места проживания к поездам, снарядить вагоны предписанной необходимой обстановкой и в конце первого числа апреля выпроводить поезда в путь.
  • На все стадии, от Записки 19 февраля до высылки 1 апреля, потребовалось лишь 41 день! Из приведенного ясно следует, что власти - впереди с КГБ - с процедурными вопросами высылки занимались давно до издания Советом Министров соответствующего указа. Операция, с кодовым названием „Север“, завелась безупречно.

А в том, что оперативные группы взятия семей действовали профессионально быстро, можно удостовериться по докладу министра госбезопасности Молдавии Мордовца заместителю министра МГБ СССР - Оголеву. Мордовец отчитывается: Докладываем, что по состоянию на 11 часов 30 минут 1 апреля 1951 г. подлежало выселению семей 700 - 2450- человек; поднято семей 696 - 2398 человек.Дело по операции „Север“. Архив Мин. Нац. Безопасности Республики Молдова. От установленного количества недоставало всего лишь 52 человека. А время то - до обеденного перерыва оставалось еще целых полчаса. При таком темпе за это время и с лихом можно набрать требуемое. Обычно и набирали. С такого разгона круто затормозить бывает опасно...

Поднимается вопрос: куда спешили - куда опаздывали? Видимо, причина тому была. Но не будем забегать вперед. Этого вопроса коснемся, когда события раскрутятся до затронутой темы.

Вот и в основном всё, что следовало бы знать о фоне ситуации, повлекшей за собой жестокие гонения. Эти сведения открывают не только отношение властей к Свидетелям, но и отношение Свидетелей к властям, приговорам и их исполнителям. Да, свидетели и впрямь готовы в конкретных участниках гонения видеть скорее орудие, чем намеренного врага. Почву для этого взгляда подготавливает нам Иисус, указывая: Любите врагов ваших,... гонящих вас!Ев. от Матфея глава 5, ст. 44 Свидетели на личном опыте удостоверились в ценности и практичности этих слов, что совсем не значит, будто они любят гонение или ищут мученичества. Они желают открывать глаза людей на опасность сотрудничества с любым проявлением зла, ибо это портит отношения с Богом и собственную совесть человека.

Что пришлось Свидетелям Иеговы испытать?