Тень на размножении литературы

Для удобства и оправдания (как он мог иначе поступить?) начальник отдела КГБ Перебейносов пишет в справке, что из-за границы снабжают ... средствами и материалами для ... размножения [литературы]. Стыдно же признать, что в положении, когда в продаже не было никаких средств и материалов для типографской и любой другой печатно-множительной техники, литература размножается! Несмотря на преследования, размножение библейской литературы не переставало расти до развала советской державы. По приблизительным подсчетам, со второй половины 60-х до 1990 года на территории Советской Эстонии было размножено более пяти миллионов страниц разнообразной библейской литературы. Издания подобного содержания доступны и ныне почти во всех странах мира. Можете проверить сами, найдете ли в ней какой либо антисоветчины или... экстремизма (соответственно современным обвинениям).

Довелось и самому набраться опыта изобретательства в вопросах размножения текста. Мы употребляли только официально доступные материалы и технику, и никогда и ни при каких условиях не размножали ни художественную, ни политическую литературу, тем более антисоветскую или враждебную по отношению к любому народу. Для Свидетелей Иеговы это просто немыслимо!

Сегодня каждый любознательный человек в России может получить журналы Свидетелей Иеговы – Сторожевую Башню или Пробудитесь! – на родном языке (если только не задержат незаконно на границе). Владея разными языками, каждый желающий может сам сравнить содержание этих многоязычных изданий и убедиться, что Благая Весть едина и одинакова для всего человечества. Есть ли в них что-то антисоветское или антироссийское? Это благая весть о Царстве Всевышнего Бога Иеговы, которая провозглашается всем желающим из всех народов. В том числе и православным, поклоняющимся Богу, имя которому одно – согласно рукописям на оригинальных языках – ИЕГОВА. Насколько мне известно, это исключительное имя Всевышнего Бога встречается в более чем двух русскоязычных изданиях Библии.1) Священное Писание – Перевод нового мира. Brooklyn 2008; 2) Перевод архимандрита Макария Еврейских Писаний, журнал Православное Обозрение за 1860 – 1867 гг. и 3) Библия Синодальное издание, в примечании под Исход глава 6, стих 3

Внимая призыву апостола Павла к евреям, мы можем понять, в какой форме наше служение приемлемо Богу: Итак, будем через Него [Христа] непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его.Послание к Евреям глава 13, ст. 15 В христианское время Богу Иегове стали не нужны жертвоприношения животных, символизировавших жертву Христа, а что нужно, так это прославлять своими голосами его имя - Иегова. Павел называет такой образ поклонения разумным. Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего.Послание к Римлянам глава 12, ст. 1

Видим, что мы – те, кто желают искренне поклоняться ему – должны делать это с разумом: Необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге.Ев. от Иоанна глава 17, ст. 3, Перевод нового мира Пополнять знания и совершенствовать поклонение следует непрестанно: Чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты.Послание к Филиппийцам глава 1, стихи 9 и 10 Следует вывод, что без постоянного изучения Писания наше поклонение не будет чистым. Подобно, как раз умывшись, мы не остаёмся впредь постоянно чистыми. Не зря апостол Павел призывает пробудиться и бодрствовать: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.Посл. к Ефесянам глава 5, стихи с 15 по 17

Спрашивается – о чем нам спорить? Да вроде и не о чем...

Не Бог ли выше всего? Не Ему ли решать о приемлемом образе поклонения Ему, о будущем всех, моем да Вашем?

Что он предначертал для нас? Разве есть еще какие-нибудь сведения на эту тему, кроме Священного Писания? Если Вы не знаете другого источника, тогда что может помешать Вам углубиться в изучение Библии? Где Вы можете найти помощь в этом? Разъясняют ли Вам Библию политики, или магнаты, или генералы, или деятели культуры? Сколько толкований и объяснений Вы узнаете в своей церкви? Как священники объясняют, что такое Царство Бога? Царь от Бога: на небесах или на земле? Как Его зовут? Цезарь, Александр, Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин, папа или...? Кого почитать Царем, назначенного Богом?

Слово Бога предоставляет истинное утешение. Я слышал от многих людей, посещающих святыни, что они находят там утешение. Но зачастую они затрудняются объяснить, в чем состоит это утешение, какую утешительную надежду они там обретают. В чем их содержание и на что оно основывается? Необоснованное чувство утешения, так сказать, успокоение души, бывает лишь временным; как принятие успокоительного. Так мы можем погладить по головке огорченного ребенка и призвать прекратить плакать и продолжать играть. Удовлетворяет ли нас, взрослых, подобное пустое „утешение“?

Иисус назвал „утешителем“ дух Бога – действующую, активную силу своего Отца Иеговы. В чем дух Бога должен был утешить учеников Христа?

Перед смертью Иисуса ученики были в недоумении и большом огорчении из-за того, что Учитель намеревается их покинуть. Но Иисус заверил их, что они не останутся без дальнейшего наставления и обучения: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас ... Дух истины, ... будет свидетельствовать о Мне.Ев. от Иоанна, глава 14, ст. 26, и глава 15, ст. 26 Из слов Иисуса ясно видно, что он говорил не о поверхностном чувственном утешении, но о последующем наставлении на пути истины, о свидетельствовании в связи с его воцарением.

В день пятидесятницы дух-утешител от Бога был „излит“ на приблизительно 120 собравшихся учеников Христа. Как дух повлиял на них? Были ли они утешены и после этого „успокоенными“ разошлись по домам – до следующей потребности в „утешении“? Историк-евангелист Лука описывает их дальнейшие действия: И исполнились все Духа Святого и начали говорить. ... Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил...

Лука пишет, каким был результат подробных разъяснений собравшимся разноязычным слушателям о роли Христа в намерениях Бога: Итак, охотно принявшие слово его крестились [взрослые, сознательно принявшие крещение, не безответственные младенцы], и присоединилось в тот день душ около трех тысяч; и они постоянно пребывали в учении. Апостолов.Деяния апостолов, глава 2, стихи 4, 14, 41 и 42 Да, в результате люди, поверившие в благую весть, сознательно посвящали себя активному служению Богу: Когда поверили Филиппу, благовествующем о Царстве Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины [не под мечем, а добровольные взрослые].Деяния апостолов, глава 8, ст. 12

Истинным „утешением“ для „охотно принявших слово“ было более точное понимание Божьих истин и преданное участие в деле свидетельствования во имя Христа, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Апостол Павел добавил: я... тружусь и подвизаюсь силою. Его, действующею во мне могущественно, Посл. к Колоссянам, глава 1, стихи 28 и 29 и призывал поступать так всех „утешенных“ могуществом силы Божьего духа, чтобы они трудились как свидетели Всемогущего Бога Иеговы и Его Сына Иисуса Христа.

Свидетели отыскивают во всех народах „охотно принимающих слово“, и затем „научают [их] всякой“ духовной мудрости в поклонении Богу угодным Ему образом.

Очевидна несостоятельность философий в приближении человека к Богу.

К первому столетию нашей эры июдеи – основное из 12 колен патриарха Иакова, почти единственное уцелевшее – сохранили религию своих отцов, Авраама, Исаака и Иакова, благодаря чему им представилась возможность встретить и принять высшего Божьего посла – Его Сына, Мессию. На глазах у очевидцев из числа иудеев Иегова, Бог Авраама, совершил видимый акт назначения или помазания своего сына Иисуса на роль посредника. А каким образом? Излив свою действующую силу, то есть Святой Дух. Это произошло сразу после того как Иисус, крестившись через погружение в воды Иордана, тем самым выразил свое желание и решимость взять на себя предложенную ему Отцом миссию. Через данный акт посвящения Иисус стал полноправным Мессией или Христом, то есть Помазанником, уполномоченным самим Верховным Владыкой Вселенной.

Чтобы люди могли опознать предсказанного Мессию, Бог вдохновил Писания, а для правильной ориентации в них назначил священников, из которых некоторые, называемые книжниками или учителями Закона, приобретали в этой сфере высшее образование. В этом смысле история евреев важна не только для самих евреев, но и для всего человечества. Именно как модель, на которой много чего было опробовано. И растолковано в назидание для всего человечества.

В дни Иисуса был один человек, фарисей по имени Гамалиил, учитель Закона, уважаемый всем народом.Деяния апостолов глава 5, ст. 34 Апостол Павел представился группе недовольных им иудейских книжников, или учителей закона, и священников: Я иудей, родившийся в Тарсе, в Киликии, получил образование в этом городе у ног Гамалиила, был наставлен точно соблюдать Закон отцов и был ревностен к Богу.Деяния апостолов глава 22, ст. 3

Почему же прежние единомышленники и сослужители – Павел и обучавшие его священники - оказались в противоположных лагерях? Причиной тому был разный подход и критерии в опознании Мессии. Павел предупреждает молодое христианское собрание в Колоссах об опасности „ложного познания“ Христа: Смотрите, как бы не нашелся тот, кто завладел бы вами, как добычей, через философию. и пустой обман по традициям человеческим, по принципам этого мира, а не по Христу.Деяния апостолов глава 22, ст. 3

Павел предостерегает колоссян от того же, в чем Иисус обвинял иудейских священников и книжников: от традиций человеческих. Иисус сказал им в лицо: Вы устранили заповедь Божию преданием вашим.. Далее Иисус цитирует Отца Иегову, который через пророка Исаию выказал свое отношение к таким поклонникам Бога: Лицемеры..., их сердце удалено от меня. Напрасно они поклоняются мне, потому что их учения всего лишь человеческие заповеди.Ев. от Матфея глава 15, стихи 6 по 9

Кто лучше Павла мог знать то, чему учили иудейские учители Закона или книжники! А поскольку он был на высшем уровне наставлен популярным в то время греческим наукам, ведущие Афинские философы пригласили его изложить свои учения, и Павел мог выступить перед ними как равный перед равными. Некоторые из присутствующих проявили желание послушать его даже в будущем.

Но философствовал ли Павел перед ними? Ничего подобного!

В вопросах богоугодного поклонения он указывает путь, противоположный философии. Например, богатейший греческий торговый город Коринф очень любил заигрывать с греческими философскими течениями. Поэтому именно коринфским христианам грозила опасность отпасть от истинного познания Мессии и попасть под влияние философского толкования мессианства, как это уже давно происходило в Иудее, о чем Павел был осведомлен и убедился на своем опыте. Так, он пишет коринфянам, любившим философское толкование христианства: Мы же получили не дух мира, а дух от Бога, чтобы знать все то, что даровал нам Бог. В этом мы и говорим, - не словами, которыми учит человеческая мудрость, но словами, которым учит дух, сочетая духовные вопросы с духовными словами... Мы имеем ум Христа.1 посл. к коринфянам, глава 2, стихи с 12 по 16

Отвечая на придирчивые вопросы искусителей – священников, книжников, представителей сект фарисеев и саддукеев, а также самого Сатаны – Иисус любил начинать ответ словами „ибо написано“, подчеркивая этим приоритет Священных Писаний в вопросах религии и поклонения Богу. Приемлемость всего остального проверялась лишь путем сравнения с Писанием. Но иудейское духовенство стало перевернутым методом рассматривать Слово Бога через призму человеческих философий. В результате получилось полное извращение учений и поклонения. Так люди, призванные опознать Мессию, стали Его гонителями и убийцами. Принятая ими позиция, естественно, также отразилась на их отношении к последователям Христа.

У нас нет никаких оснований сомневаться в том, что священники времен Христа были религиозными людьми. Они не были атеистами. Целью их жизни – ну, выразимся чуть осторожней – одной существенной частью их жизненных целей было служение Богу предков.

Почему же они не поладили с Богом своих отцов? Ответить можно просто: они подошли к делу не с того конца. Не с Божьего, а со своего – человеческого, философского.

Мы можем держать в руках бутылку с прохладительным напитком, но если мы не откроем пробку в горлышке, предусмотренную изготовителем, а будем настырно стараться извлечь напиток через донышко бутылки, кажущееся нам более эстетичным, каков будет результат, независимо от того, что мы очень ценим напиток? Священники поставили эстетику, или свой вкус, выше этики, или Божьих норм морали. Поступившие так иудейские священники сами не насладились „живой водой“ от Бога, но еще хуже то, что они не освежили вверенных их опеке людей – остальных иудеев и приобщившихся к ним прозелитов.

Начинать не с того конца – то же, что пытаться решать уравнение по алгебре без знания определенных исходных цифровых данных. Установленная Богом этика создает этикет, эстетически украшающий все действия, совершаемые в Его мире.

Культурным людям свойственно отвергать иезуитский девиз, согласно которому цель оправдывает средства. Но тем не менее...

Подумаем, как мы склонны учить этике детей, да и взрослых тоже. Мы склонны это делать, преподавая им урок эстетики. Например, художественно образованного человека мы считаем знатоком в вопросах эстетики. А впоследствии все его средства и методы изложения в эстетике мы безоговорочно готовы принимать как этические или нравственные – вплоть до восхищения его низкопробными творениями (как закупоренное в банку дерьмо очень известного и почитаемого Эстонского художника), не говоря уж о произведениях на грани порнографии или кровавого людоедства.

Если мы и ставим перед собой цель служить Богу, то с какого конца мы будем к Нему подходить? С того, который Он протянул нам сам, или с „вожделенного донышка“? Адам и Ева имели полностью гарантированную возможность оставаться в единстве со своим любящим Создателем при условии, что они будут считаться с определенной Богом этикой, или моральными нормами. Сатана же подсунул вожделенное „донышко“ и этим вовлек их в совместный мятеж против Создателя. Сатана не стал играть воинствующего атеиста и доказывать им, что Бога вовсе нет. Он предпочел более каверзный и эффективный метод обмана: Бог есть, но он не таков, каким хочет показаться вам. Не обязательно безоговорочно признавать его этические нормы, вы можете подойти к делу с куда более эстетичного конца! Вы можете сами сделать ваш выбор, следуя своему высоко эстетическому вкусу, и вы не то что не умрете, но благодаря этому даже сами станете равными Богу. Будете вправе сами определять: что для вас есть добро – то есть этично – а что есть зло.

Как и многие люди, я уважаю стихи Иосифа Бродского. В своей нобелевской лекции он также рассуждает о целях поэзии и литературы вообще в терминах этики и эстетики. Он находит, что эстетика – мать этики; понятия „хорошо“ и „плохо“ - прежде всего, эстетические, предваряющие категории „добра“ и „зла“... Несмышленый младенец, с плачем отвергающий незнакомца или, наоборот, к нему тянущийся, отвергает его или тянется к нему, инстинктивно совершая выбор эстетический, а не нравственный..И. Бродский Стихотворения. Эссе, Екатеринбург, 2001, с. 671

Да, согласен, что младенец не в состоянии делать нравственный выбор наравне со своей матерью, поэтому обязанность матери. – удержать младенца от того, чтобы бросаться в руки к манящему его совратителю, приветливому на вид. Именно мать этична, а из этого следует, что не эстетика есть мать, а этика! А младенец из-за несмышлености склонен предпочитать эстетическое нравственному. По-моему, уважаемый поэт в двух рядом стоящих предложениях противоречит себе и логике. Под конец лекции он делает очень достойные выводы, показывая, что язык старше человека (как и мать старше младенца).

Поэт всегда знает, что то, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктант языка; что не язык является его инструментом, а он – средством языка к продолжению своего существования. Язык же – даже если представить его как некое одушевленное существо (что было бы только справедливым) – к этическому выбору неспособен.И. Бродский Стихотворения. Эссе, Екатеринбург, 2001, с. 677

Да, это именно так. Но если под языком, рождающим слова, подразумевать самого Слово, о котором апостол Иоанн говорит в прологе своего евангелия. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было богом (или „богоподобным“, „божественным“ - что значит могущественным). Оно было в начале с Богом. Всё появилось через него, и без него ничего не появилось. То, что появилось с его помощью, была жизнь, и жизнь была светом для людей. И свет сияет во тьме. Позднее Иоанн цитирует самого Иисуса: Я – свет для мира. Кто следует за мной, тот никогда не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.Ев. от Иоанна, глава 1, стихи с 1 по 5; глава 8, стих 12, ПНМ

До рождения в человеческой семье Иисус испокон веков именовался Словом, Первородным Сыном Бога, исполнителем воли, или слова, своего Отца Иеговы. Например, в описании сотворения мира мы читаем: И сказал Бог: да будет... И сказал Бог: сотворим... во множественном числе.Бытие, глава 1, стихи 3 и 26 Да, Слово, впоследствии ставший Иисусом, сотрудничал с Отцом при создании остального духовного и материального мира не столько из эстетических побуждений и соображений, сколько ради этических норм Отца, Которому Слово повиновался безукоризненно и с абсолютным доверием. Это ожидалось также от Адама и Евы, ведь Творец позаботился об их моральном облике и сделал такой выбор: „Сотворим человека по образу Нашему“.

Под словами „по образу Нашему“ не имелась в виду эстетическая внешность, но подобный Богу этический или нравственный образец, по которому был создан Первородный Сын Слово, а затем и все разумные существа – как духовные, так и физические. Сатана и примкнувшие к нему Адам да Ева отвергли право своего Создателя устанавливать для созданий границы этики или морали, отдав предпочтение собственной эстетике, собственному вкусу.

Иисус никогда не присваивал себе права определять, что есть „добро“ и „зло“, как это позволили себе Сатана да Адам с Евой, а также большинство иудейских священников, равно как и нынешних. Тут Бродский прав, что язык (при желании под ним можем подразумевать и библейское Слово) – даже если представить его как некое одушевленное существо (что было бы только справедливым) – к этическому выбору неспособен. Слово или позднее нам знакомый Иисус считал только Отца Иегову способным и компетентным определять и устанавливать границы „добра“ и „зла“. А если мы считаем себя последователями Христа - суть христианами, то тем более обязаны следовать Его примеру.

Будучи первым созданием, Слово был радостным сотрудником Творца в последующих актах творения. Как язык, так и этика Бога были старше сотворенного Слова, что он беспрекословно признавал и уважал. Он прекрасно понимал повеление, данное на родном отеческом языке: Да будет свет! Он с готовностью приобщился к делу, когда Отец обратился к Нему: Сотворим человека! Также и Адам, только что созданный по образу Бога и Его Сына, обладал не только Божьими качествами – интеллектом, справедливостью и любовью, но также мог слушать и отвечать на языке, на котором его приветствовали небесный Отец и Его небесный Сын. Чудесный дар – Божий язык – несомненно, старше созданных Богом творений. Также Слово поддерживал моральную этику Всевышнего в суде над Сатаной, богом этой системы вещей, сохранив безупречность и полное послушание Высшему Законодателю вплоть до несправедливой и мучительной смерти. Ев. от Матфея, глава 25, стихи с 31 по 46

Если Слово – свет для мира, то мятежник Сатана изо всех сил старается ослепить людей. Бог этой системы вещей ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет славной благой вести о Христе.2 посл. к коринфянам, глава 4, ст. 4 Духовно слепой человек в первую очередь отдает предпочтение своим чувствам - эстетике – поступая по вкусам, по „вожделению“, в угоду кому-то, по традиции, руководствуясь мнимой выгодой, прагматизмом и т. д., что обычно вводит его в заблуждение.

Ища выход из мучительных обстоятельств безбожного мира, ослепленный человек может принимать самые отчаянные решения. В течение всей истории человечество испробовало всевозможные - измы, изобретения философского образа мышления. Некоторые из них, как например революционизм, доводили до немыслимого массового пролития невинной крови. Стоит вспомнить кратковременную кровавую деятельность главного героя Французской революции - Робеспьера.

Революционеры являются также действительными родителями терроризма. Самым значимым апологетом терроризма считают русского революционера-нигилиста Сергея Нечаева, с середины 19-го века. В своем „уставе“ „Катехизис революционера“ он постановляет: Революционер ... отказался от цивилизованного мира ... и его морали. Он знает ... только науку разрушения. Свою пригодность принадлежать в созданное им „Общество народной расправы“ он требовал доказать убийством одного невинного студента. Пример на деле показал сам убийством студента Иванова, за что был судим и нераскаявшимся умер в тюрьме. Среди сподвижников его идей „первомартовцев“, при покушении в 1881 году на жизнь царя Александра II, выявился также первый террорист-самоубийца - Игнатий Гриневицкий. Именно он бросил бомбу, взорвавшую вместе с царём и его самого. И опять-таки в России террористскими методами была установлена и удерживалась дольше иных простоявшая первая революционная власть.

Да, ища выход из мучительных обстоятельств безбожного мира, ослепленный человек может принимать самые отчаянные решения…

Эдакое положение обманутых людей можно сравнить с комплексом зданий для слепых – неотапливаемых и полных клопов. Не видя иного выхода, часть слепых решается поджечь дом. И тепло, и клопы изводятся. Но надолго ли? Найдя укрытие в соседнем здании, они не замечают, как огонь перескакивает и туда. Возможно, ищущие Бога люди поначалу держатся от революционных поджигателей подальше. Но, почувствовав вблизи тепло от пожара, некоторые могут перестать обращать внимание на приглашение зрячего в теплый и уютный дом, который находится немного вдали, отчего они не ощущают его тепла. А тепло от пожара они чувствуют здесь и сейчас. Из своих этических побуждений Хозяин благоустроенного дома прилагает усилия, чтобы помочь слепым дойти по узкой тропе к его дому, через баню и парилку. Но если слепому кажется, что пользоваться помощью поводыря для него унизительно, и при этом уверен, что эстетическое ощущение тепла от пожара дает ему свободу воспользоваться этим желанным теплом, то он свободен делать нравственный выбор. Он вправе самостоятельно принимать решения за себя, а порой и за своих близких, в том числе и детей.

Так всякая философия начинается с человеческой идеи, с выбора, кажущегося ему правильным – идеи искупления своим методом, а не Божьим. Начиная не с того конца, они никогда не находят истинного „света“ и не могут приблизиться к Богу.

Бутылку „живой воды“ стоит вскрывать только со стороны горлышка, что значит изучать и признавать волю или этику Бога.

Свидетелями Иеговы движет бескорыстное желание помочь Вам увидеть, прямо в Священном Писании с Вашей же полки, кто назначен Царем Царства Бога. Вы можете легко убедиться, что Иисус не только Рождественский младенец или распятый Спаситель, но и Великий Царь. И он из любви предлагает Вам много замечательного. В то же время Вам самим предоставляется полное право выбора, потому что Иегова создал нас разумными существами со свободой воли, но в тоже время ответственными за свой выбор. Мы неминуемо пожнем последствия, соответствующие нашему выбору. Их не избежать. Итак, сделав неправильный выбор и испытав плохие последствия, нам бесполезно будет винить кого-то другого, тем более Иегову, дающего каждому наставление о своих намерениях и свободный выбор, который никто не вправе делать за другого.

Свидетели охотно следуют примечательному примеру апостольских времен: Некто Иудей, именем Аполос, ... красноречивый и сведущий в писаниях, ... говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.Деяния апостолов, глава 18, стихи с 24 по 26 Мы не только сами готовы постоянно принимать „более точные объяснения“, но также помогать в этом другим.

Эстонская поэтесса Дорис Карева очень уместно подметила:

Законы природы и духовные законы превыше любых правил, установленных правительствами! Это огромный подарок от Бога, что он оставил человека в этом мире самим собой: со свободой выбирать, принимать решения и извлекать опыт из последствий.

Большая разница в том, от чего зависит качество жизни человека: от пилюлек для сердца или от кокаина, от возможности слушать классическую музыку или местные сплетни.

О, сколь многие борются за свои права, а лишь немногие за истину и действительную свободу! Когда свобода мысли оборачивается в бессмыслицу, человек перестает удивляться.

Всегда можно ограничивать свободу человека, нарушать его права; его можно унижать, мучить, убивать... Но свобода является неотъемлемой частью человека – никто не может лишить его свободы и достоинства, или заменить их чем-то иным.

В конце концов, во всех условиях можно остаться духовно свободным...Doris Kareva, Vabaduse vajadus. Eesti Ekspress 4.12.08

Да, Свидетели испытали на себе, что при любых обстоятельствах можно и нужно оставаться духовно свободными...