Всякое событие может включать теневых участников

В основном высылали семьи уже арестованных Свидетелей. Также людей, связанных с собранием, и даже знакомых или родственников, живущих отдельно, не имеющих к религии Свидетелей Иеговы никакого отношения. Говорили, что одним из девизов Сталина была пословица: „Где рубят лес, там и щепки летят“. Относительно наказуемых родственников использовали даже в официальных бумагах специальное определение: ЧСИР, то есть член семьи изменника родины.

Но как же властям удалось всех их выведать? Несомненно, этому поспособствовала неопытность и чрезмерное доверие Свидетелей в новой обстановке. Например, молодой человек Юри Пурде из Тарту был офицером КГБ, но выдал себя за доброжелательного военного, заинтересованного в изучении Библии. Заметив некоторое недоверие к себе, он сумел указать на библейский пример – сотника римской армии Корнилия, ставшего христианином – и стал активно посещать все встречи и всех христиан, с которыми его знакомили с особой легкостью. Причем приходил он обычно прямо в военной форме! О, человеческое легкомыслие...

В связи с тайным конгрессом я уже говорил о двух свежих журналах Сторожевая Башня на немецком языке, которые в непосредственном переводе предоставили слушателям. В Таллинне проживающая супруга офицера, „госпожа Веллинг“, как ее обычно звали, будучи, якобы, в Германии, привезла оттуда 3 журнала Сторожевой Башни. С помощью этих журналов она через члена собрания К. заслужила среди некоторых Свидетелей доверие и так стала значительным информатором КГБ, хотя в то же время многие ей не доверяли. Интересно, что ее фамилия (безо всяких иных данных) фигурирует в списке КГБ намечаемых на высылку, но в списках конвоя поезда она отсутствует. Некоторые сомнения вызывает также Эльфриде Томсон, которая была взята вместе с сестрой и матерью, но в Пскове ее сняли с поезда. Являлась ли она сотрудницей КГБ? Сомнение возникает. Но это сомнение не достаточно доказано.Снятию со ссыльного эшелона может быть ряд причин. Одной из самых логических может стать выявленная в последнюю минуту потребность привлечь ее к расследовательному делу третьего лица, и от нее требуется взять показания. Позднее она могла для нас бесследно пропасть в бездонной глуши ГУЛАГа. Итп. Нам не известно, чтобы она была выпущена на свободу.

Мужчина, представлявшийся под именем Рейн (настоящее имя - Федор Лаккур), сумел в городе Выру очаровать всех Свидетелей своим прямодушным интересом к Библии. Относительно него имеется и такое мнение, что он действительно был искренно заинтересованным, но поддался вербованию. Фактом является то, что он действовал сотрудником КГБ, в чем он лично признался Свидетелям при встрече в лагерях. По всей вероятности запуганных и завербованных кагебистов в собраниях Свидетелей Иеговы было еще и в других местах. Кто вскрывали Свидетелей в Пярну, Валга, Ярвамаа или иных местах? Некоторых в этом подозревали. Но поскольку прямых сведений на них не имеется, то было-бы неуместно о них и говорить.

Должно признать, что для выявления трех с половиной сотни человек, зачтенных „достойными“ интернирования, была задействована довольно большая и эффективная разведческая группа. Но наряду с этим необходимо обратить внимание на очень важный фактор. Вспомним прозвучавшее на лесном конгрессе, а также напрямую высказанное в Заявлениях правительству понимание Свидетелей Эстонии того, что посредством ожидаемых испытаний будет на огромнейшую территорию Союза открыта дверь миссионерства. Свидетели видели в допущении гонений направляющую руку Бога. А позднейшая практика доказала, что Свидетели не ошиблись в намерениях Бога.

Для сравнения ситуации очень хорошо подходит случай с Иисусом, стоящим перед судившим его Пилатом, который сказал Иисусу: откуда ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше.Ев. от Иоанна глава 19, стихи 9 по 11 Такая же обстановка была в связи с дозволением испытаний Иове. Сатана мог напасть на Иову лишь после того, когда Иегова - считаясь с далеко идущими причинами - дал ему на это четко ограниченное разрешение.

Поэтому, понимая истинный фон событий, посвященные Свидетели не рассматривали людей, являющихся орудием в руках Сатаны, врагами, заслуживающими ненависти, а скорее - попавшими в западню Властителя тьмы, нуждающимися в помощи людьми. Кто-то из христианских братьев встретил Юри Пурде в лагерях. Брат старался довольно-таки подавленный дух Юри подкрепить возможностью перед Богом на раскаяние и прощение, но он не находил в себе духовной силы, чтобы предпринять такую большую перемену. Также предлагали и встреченному в лагерях Рейну, или Федору Лаккур, приобщиться к действующему в лагере собранию. Но Рейн уже связал себя с ильинцами, то есть - действительными иеговистами. Он говорил, что был арестован, якобы, за какие-то связи с „лесными братьями“. Во время пребывания в Карельских лагерях он в некоей мере переписывался с находящейся в ссылке Свидетельницей Линда Меттиг. Позднее встречали его и в Воркутинских лагерях. Кто другому яму роет, тот сам может в нее упасть. Предателям до конца не доверяли даже в КГБ.

Чекист Юри Пурде был поистине ревностным! Он не пропускал ни одной известной ему встречи. Поскольку у нас на хуторе Мурула встречи проходили часто, а в гости заходили еще чаще, сыщик Юри с лета 1949 года был у нас почти ежедневным завсегдатаем. Поэтому я помню его хорошо.


После смерти отца и переселения в апреле 1950 из Мурула в деревню Вийдике, прекратились такие привычные для нас встречи в нашем доме. Но Юри не переставал заходить и туда, хоть и не так часто. Одной причиной не являться было прекращение в новом месте христианских сходок, но и проявленное к нему недоверие, в первую очередь со стороны моей сестры Ольги. Тогда он стал объяснять свои появления в наших краях случайными печными работами. Однажды, будучи в сумерках обнаружен за окнами дома в еловой живой изгороди, он начал, заикаясь, оправдываться, что ищет березовые губки (на елях!). Поняв, что он разоблачен, он похвастался Ольге, что власти якобы платят сыщикам за предательство каждого такого глупого человека, как она, по 25 000 рублей.

Да, на Вийдике сущность Юри стала явной. Ольга рассказывала, как она преднамеренно подсовывала ему ложную информацию. Позднее, на допросе, следователь НКВД Рутенберг спросил Ольгу, почему некоторые ее показания настолько противоречивы. Она сказала прямо, что нарочно говорила Юри неправду, так как давно знала, что он сыщик. Тогда следователь признал, что Юри действительно предоставлял информацию о нашей семье. Но его дело было уже сделано. Через несколько недель последовали аресты матери и сестры Ольги, а также большинства арестуемых Свидетелей.

Ольга Силликсаар