Всякий человек от чего-то зависит, хотя бы от земельного участка

В сибирской земле плодородными были как колхозные поля, так и частные огороды. Богатая перегноем почва была рыхлая и рассыпчатая. Бурая глинистая почва без добавочного удобрения взращивала все, что роняло в нее свое семя. Не припомню полей с бедной растительностью. Даже частные участки, где десятилетиями выращивали один картофель, не истощались, а напротив – боялись перенасыщения.

Если навоз для поля не требовался, то что с ним было делать? Из колхозного скотного двора навоз вывозил восьмидесятилетний холостяк Порфирий. Он пару раз в день проезжал мимо с тележкой, или санями навоза на белой лошади, достойной возраста Порфирия. Порфирий, сгорбившись, сидел на санях и беспрестанно сосал трубку, торчащую из густых зарослей бороды. Он редко направлялся с возом на поле. Обычно он скидывал навоз около леса в бесконечную скирду, которая летом обрастала крапивной шапкой.

В крапиве росли буровато-белые толстые грибы, о которых я сейчас уверен, что это были шампиньоны. Но местные предупреждали, что они ядовитые, а испытать на себе мы тоже не осмеливались.

Колхоз избавлялся от лишнего навоза довольно своеобразным, но экономным методом. Колхозным скотным двором был длинный сруб, поставленный торцом к речке. Вместо крыши был плоский настил из жердей и слоев ботвы да соломы, а зимой еще и снега. Привязанные в два ряда к стойлам, тянувшимися вдоль стен, коровы, кроме нескольких литров молока, производили еще и навоз. Порфирий понемногу его вывозил, но его способности были ограничены. Странно, но большего от него и не требовали.

Надой в тех условиях оставался с коровы - меньше козы. Стоит привести в сравнение выдои коров Закарпатского колхоза имени Н. С. Хрущева, за 1953 год. Средний выдой составлял всего лишь 3,5 литра с коровы. И это в Закарпатье! На густо зеленеющих склонах гор! С огромнейшим опытом сельскохозяйственного производства! Имени Хрущева... Чем все и сказано...

Когда через несколько лет рога коров и головы доярок начинали цепляться за потолочные жерди, то рядом со старым закладывали основание новому двору, точно по размерам старого. Из новых бревен зачинали новый сруб, рядов на пять. Затем разбирали старый и, соответственно разметке, перекладывали уцелевшие бревна на новое основание. Настилали новый покров и переселяли под него счастливую колхозную коровью семью. А старое основание с навозом оставляли сгнивать и зарастать крапивой. Вдоль речки стояло штук пять подобных прежних оснований разного возраста.

___________№№№